Кино - один из самых молодых видов искусства.
Официально рожденное в 1895 году, оно, тем не менее, уже обладает такой обширной историей, что не хватило бы и толстого книжного тома, чтобы в подробностях описать все перипетии становления этого искусства. Однако, памятуя, что "краткость - сестра таланта", пролистаем страницы истории кино, пестрящие яркими событиями и неординарными личностями, и остановимся лишь на кульминационных точках.
Итак, 28 декабря 1895 года - день рождения кино, знаменательная дата, когда в Париже братья Люмьер продемонстрировали "синематограф". Ради справедливости стоит добавить, что подобные аппараты были спроектированы приблизительно в то же время не только знаменитыми французами, но и многими другими. Однако слава, как обычно, достается самым успешным. Их первая картина "Приближающийся поезд" произвела фурор. Всем царственным особам захотелось увидеть себя на экране, и поэтому императорские дома России, Англии, Австрии и другие не замедлили приобрести чудо-технику.
В России с кинематографом познакомились в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Нижнем Новгороде.
К этому же времени относится и первая российская киносъемка, сделанная в Харькове фотохудожником А. Федецким. Его картина "Перенесение иконы Озерянской Божьей матери" длилась всего полторы минуты. Затем последовали многочисленные отечественные любительские съемки.
Братьям Люмьер стоит воздать должное не только за создание киноаппарата, но и за первую комедийную инсценировку "Политый поливальщик", благодаря которой, в принципе, и зародилась идея игрового кино. Несовершенная киноаппаратура не позволяла снимать длинные фильмы, но к началу XX столетия кинокартины уже достигали по времени 15 20 минут. Появились первые актеры и кинорежиссеры, стремящиеся найти лучшие ракурсы и интересные зрителю эпизоды. Новое искусство было экономически выгодным с первого дня своего существования, ибо привлекало массу любопытствующих зрителей. Поэтому и вложения в развитие техники, а также художественное совершенствование было вполне оправданным. Появляются жанры пока еще немого кино, требующие от актеров гротескной игры и понятной любому зрителю простоты сюжетов.
1920-е годы - период расцвета "немого" кино, приобретшего собственные художественные средства выразительности. Однако истинных творцов от кино все же не удовлетворяло "молчание" актеров, постоянные попытки синхронизировать звук и изображение увенчались успехом в 1919 году, но лишь в 1925 году американская кинокомпания Warner Brothers, которой на тот момент было нечего терять, решила воплотить рискованную новинку. Первые звуковые картины не принесли желаемого успеха, поэтому днём рождения звукового кино считают день премьеры по-настоящему успешного фильма "Певец Джаза", в котором не только пели, но обменивались краткими репликами. Это 6 октября 1927 года.
1935 год ознаменовался появлением в Америке первого полнометражного цветного фильма "Беки Шарп" режиссёра Рубена Мамуляна. Годом позже в СССР сняли "Груню Корнакову" - первый отечественный игровой цветной фильм. В то же время качество цветных документальных кадров, снятых в нацистской Германии не перестает удивлять и сейчас.
Кино становилось не только искусством, но средством влияния на массы. С его помощью осуществлялась пропаганда, и правительства разных стран стали делать госзаказы на создание нужных образов. Позже к подобным средствам влияния на массовые умы добавилось и телевидение.
Однако к 50-м годам прошлого века кино продолжало развиваться, и появилась возможность магнитной звукозаписи. Неутомимые исследователи внедряли все новые виды кинематографа, так кино стало панорамным, стереоскопическим и полноэкранным. Качество фильмов увеличилось многократно, появился термин "эффект присутствия" зрителя. Стереофоническое воспроизведение звука позволяло создать "пространственную звуковую перспективу".
Сегодняшние системы звукового сопровождения кино сами по себе могут представлять уже отдельное искусство, ведь количество звуковых каналов порой достигает 12. Dolby Surround, THX или Dolby Digital погружают зрителя практически в реальный мир звука.
Остается ожидать, когда настолько же реальным станет и изображение. Все большее количество фильмов поступает на экраны вместе с красно-зелеными очками - в трехмерном формате 3D, позволяющим делать "картинку" объемной.
Рассказывая об истории кино, не стоит забывать о тех стимулах, благодаря которым это искусство приобрело чуть ли не мировое значение. Речь идет о престижных кино-наградах и кинофестивалях, количество которых будто соответствуя астрологическому календарю, достигает двенадцати.
Мы не ошибемся, если самым престижным назовем "Оскара" - ежегодную премию Американской академии киноискусства. И хотя эта награда имеет больший вес в США, в мире все же существует особый культ Оскара. Недаром церемонию транслируют в нескольких десятках стран. Награды здесь вручают по результатам общего голосования членов Академии. Эта самая демократичная из всех кино-премий существует в таком виде, как есть и сейчас с 1939 года.
Вторым по величине и популярности можно считать Каннский кинофестиваль, проводимый с 1946 года на Лазурном берегу Франции. "Золотая пальмовая ветвь" - желаемая награда любого представителя из мира кино, не меньше, чем "Оскар".
В России к грандиозным событиям подобного рода стоит отнести Московский кинофестиваль, а также открытый кинофестиваль Кинотавр, ежегодно проводимый в Сочи с 1991 года.