Стэнли Кубрик - один из величайших пионеров кинопроизводства всех времен - в этом нет никаких сомнений.
Стэнли Кубрик был во многих отношениях перфекционистом. Из-за этого его фильмография не такая обширная, как у его современников. Но то, чего Кубрику не хватало в количестве, он компенсировал качеством: каждый снятый фильм был продуктом детального планирования и мастерского исполнения.
Стремление режиссера к идеалу сильно затрудняет любую попытку составления топов, подобных этому. Все фильмы разные и отличаются высокой проработанностью. Но все же так сложилось, что некоторые картины режиссера понравились зрителю чуть сильнее. Некоторые из них оказались более значимыми в долгосрочной перспективе.
Страх и желание (1953)
"Страх и желание" - антивоенный фильм, снятый в разгар корейского конфликта. Стоит отметить, что картина не имеет явного отношения к какой-либо войне, скорее это просто призыв автора к миру.
Режиссерский полнометражный дебют Стэнли Кубрика был впечатляющим и резким. Зрители отнеслись к фильму лояльно, но сам Кубрик был настолько разочарован финальной версией, что до последнего боролся против его распространения. И конечно же не зря, критики фильм разгромили.
Это первая работа именитого режиссера - в те времена он еще не умел управлять процессом съемки. Именно этим обуславливается через чур слабая актерская игра в фильме. Еще более значимым недостатком картины стал сюжет - история оказалась слишком слабой и неинтересной. К плюсам фильма можно смело отнести антивоенные настроения и некую потустороннюю атмосферу.
"Страх и желание" - самый слабый фильм, созданный Стэнли Кубриком, но он все же содержит ядро авторского видения. В этом и есть вся прелесть этого кино - видно, как глубокое понимание режиссера граничит с отсутствием опыта и неуверенностью.
Фильм "Страх и желание" прекрасен в своем контексте, и слишком невзрачен без него. Поэтому лишь 13-тое место.
Поцелуй убийцы (1955)
Поцелуй убийцы - драма (а местами даже триллер) об отношениях между боксером и танцовщицей. Оба персонажа сталкиваются с жестокостью и несправедливостью и позже влюбляются, когда обнаруживают безопасность друг в друге.
Вторая работа Кубрика, "Поцелуй убийцы", заметно лучше первой. Режиссер, учтя все ошибки своего дебюта, перестал давать свободу актером - теперь каждое их движение в кадре было под его тщательным вниманием. В дальнейшем, практически каждый его фильм будет отличаться крепкой игрой актеров.
Ошибку со сценарием Стэнли допустил лишь частично - история была интересная и многослойная, но вот сюжетные арки выглядели неубедительно. Важно отдельно отметить очень впечатляющие визуальные эффекты, которые поражают глаз даже сегодня, чего уж говорить о далеком 1955.
С широко закрытыми глазами (1999)
"С широко закрытыми глазами" - это почти трехчасовой фильм, но его следовало сократить до двух. К сожалению, этого не произошло, поэтому Николь Кидман и Том Круз разговаривают примерно так: камера фокусируется, персонаж делает глубокий вдох, драма усиливается, а затем они приступают к вербализации своих строк в замедленной съемке.
Серьезно, сцена с Кидман в бальном зале просто невероятна. При желании, можно пробежать полумарафон во время реплик.
Если не брать во внимание темп диалогов, то "С широко закрытыми глазами" - уникальная картина. В повествовании это смесь "Города женщин" Федерико Феллини и триллера Тома Круза "Фирма", но визуально она отличается свежестью благодаря сверхъестественному вниманию Кубрика к деталям.
Лолита (1962)
Один из самых неоднозначных фильмов Кубрика.
"Лолита" Стэнли Кубрика основана на весьма спорном одноименном романе Владимира Набокова. История рассказывает о мужчине средних лет по имени Гумберт (Джеймс Мейсон), которого смертельно привлекает девочка-подросток.
Несмотря на всю сложность темы Лолиты, фильм действительно является захватывающим взглядом на табуированную одержимость. В конце концов, Кубрик ловко уравновешивает комедию и драму, воссоздавая целостную картину романа Набокова.
Стоит отметить, что режиссер частично расширил и изменил сюжет, сделав его немного сложнее оригинала. До сих непонятно, было ли это необходимо.
Убийство (1956)
"Убийство" - это не совсем фильм в духе гангстерских картин Джеймса Кэгни 1930-х годов или нуаров Хамфри Богарта 1940-х годов. Это кино, которое черпает вдохновение у них обоих и бережно создает из этого нечто особенное.
"Убийство" - первый фильм Кубрика, который удостоился самых высоких похвал критиков, и один из лучших фильмов об ограблениях. Именно в этой картине частично формируется авторский стиль, узнаваемый поклонниками режиссера по всему миру.
Цельнометаллическая оболочка (1987)
Знаменитая реконструкция Вьетнамской войны, сделанная Стэнли Кубриком, психологически захватывающая и эмоционально изматывающая. Тем не менее, несмотря на насилие и кровопролитие, на передний план фильм выходит с простым обвинением в природе войны. Кубрик никогда не восхищался войной - он ее не любил, и призывал к тому же своих зрителей.
«Цельнометаллическая оболочка» - важный антивоенный фильм, рассказанный через необычное видение Стэнли Кубрика.
Сияние (1980)
Фильм Стэнли Кубрика, адаптированный из одноименного романа Стивена Кинга, является одним из самых визуально захватывающих и эмоционально тревожных картин, когда-либо созданных.
Самым примечательным аспектом «Сияния» является бесстрастное видение Кубриком безумия Джека Торранса (Джек Николсон). Конечно, в этой истории нет особого смысла. Но Кубрик заменяет ясность повествования настроением и напряжением, в конечном итоге создавая ужасную историю, наполненную незабываемыми моментами.
Примечательно, что сам Кинг эту картину оценил очень низко. По его словам, безумие главного героя передается слишком прямолинейно. А вот фанаты фильм очень полюбили.
Хорошо это или плохо, но такого фильма ужасов как "Сияние" у Стэнли Кубрика больше не будет.
Барри Линдон (1975)
Барри Линдон - это историческая эпопея об оппортунисте, который своенравно странствует с места на место в поисках богатства и славы. Многие критики утверждали, что фильм "Барри Линдон" слишком медлителен, и спорить с этим сложно. Однако внимание к деталям делают медлительность плюсом - у зрителя есть время рассмотреть все подробно.
Работа оператора Джона Олкотта над "Барри Линдоном" остается одной из лучших в истории кино.
Тропы славы (1957)
Первое сотрудничество Стэнли Кубрика с голливудской звездой Кирком Дугласом в "Тропах славы" послужило отправной точкой для подающего надежды режиссера.
"Тропы славы" - это прекрасно реализованная антивоенная картина, которая как обычно не угадывает с темпом. Однако нет никаких сомнений в том, насколько в 1957 году Кубрик опередил свое время, применив передовые методы кинопроизводства, такие как длинные кадры и аудиодизайн.
Спартак (1960)
Великий голливудский эпос "Спартак" - одна из самых забавных картин Кубрика, а также один из самых критически и финансово успешных фильмов 1960-х годов.
Хотя Кубрик не был режиссером "Спартака" с самого начала, именно он довел проект до его итогового вида.
2001: Космическая одиссея (1968)
Для тех, кто не знаком с Кубриком, фильм может показаться нарративно тупым, тем более, что он в значительной степени полагается на визуальные эффекты.
Но если отбросить повествовательную плотность, "2001: Космическая одиссея" - это колоссальное техническое достижение. Стэнли Кубрик действительно был пионером в области кино, создав в фильме сложные декорации и внушительный реквизит. Кроме того, фирменный подход Кубрика к композиции кадров никогда прежде не был таким изысканным, как в "2001: Космическая одиссея".
Многие утверждают, что "2001: Космическая одиссея" - один из величайших фильмов, когда-либо созданных, однако несогласных с этим утверждением также не мало. "2001: Космическая одиссея" больше ориентирована на чувства режиссера, чем зрителя, и это в конечном итоге делает ее привлекательность субъективной.
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (1964)
Иногда появляется фильм, который на какое-то время становится символом. Одним из таких фильмов является сатира Стэнли Кубрика о войне, высокомерии и хрупкой природе ядерного оружия.
Заводной апельсин (1971)
"Заводной апельсин" - это кошмарное видение антиутопии, в которой все дисфункционально. Здания разорваны в щепки, правительство тоталитарно, а банды безрассудно совершают насилие, не опасаясь последствий. Но есть еще школы, магазины, хорошо оборудованные клубы и дома. Эта дихотомия создает тревожное ощущение, что это ужасное будущее может однажды стать реальным.
"Заводной апельсин" так хорошо работает именно из-за этой приземленности. Кубрик наполняет этот циничный мир комедийными штрихами, а насилие, совершаемое его персонажами, рассматривается как нечто должное. В фильме представлен мир, потерявший все свое благо и сведенный к первозданной и плотской природе.
"Заводной апельсин", несомненно, трудный для просмотра фильм, но он показывает зло этого мира с жгучей сатирой.