Алексей Серебряков. Биография: «Афганский излом», «Бандитский Петербург», «Левиафан», «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов», интервью с Дудем и национальная идея, личная жизнь.
Краткая справка
Алексей Валерьевич Серебряков (Alexei Serebryakov). Дата рождения – 3 июля 1964 года. Место рождения – Москва, СССР.
Биография. Детство
Алексей родился в обычной московской семье, его мать была врачом на киностудии имени Горького, а отец – авиаинженером, который на заводе испытывал самолетные двигатели.
В детстве мальчик учился в ДМШ по классу баяна. По его собственным словам, детство было обычным: учился нормально, немного хулиганил.
Карьера в театре
Не сумев поступить в «Щуку» (театральный институт имени Бориса Щукина), Алексей в 1981 году устроился на работу в Сызранский драмтеатр имени Алексея Толстого.
В итоге в вуз он все-таки поступил, но не в «Щуку», а ГИТИС, где учился в мастерской Олега Табакова. В театре-студии у последнего он поработал после выпуска пять лет до 1991-го.
Среди театральных работ с артистом выделяются «Федра» (с Аллой Демидовой и Дмитрием Певцовым) и мюзикл «Метро».
Карьера в кино
Когда сотрудники «Вечерней Москвы» делали репортаж о Василии Москвичеве, педагоге ДМШ, где учился Алексей, они разместили в статье фото юного баяниста. Фото попалось на глаза ассистенту режиссера фильма «Отец и сын», которым был нужен подросток, похожий на актера Вадима Спиридонова.
Вскоре после «Отца и сына» молодого таланта позвали в советский сериал «Вечный зов», где он сыграл роль Димки Савельева. Лента снималась на протяжении пяти лет (с 1978-го по 1983-й).
Впервые главная роль досталась будущей кинозвезде в 1980-м. Он сыграл воспитанника суворовского училища Владимира Ковалева в мини-сериале «Алые погоны», который снял Олег Гойда.
Следующей главной роли пришлось ждать 9 лет, пока Владимир Феоктистов не позвал Алексея Серебрякова в свой фильм «Фанат». В советском боевике конца Перестройки ему досталась роль молодого каратиста, участвующего в подпольных боях без правил.
Накануне распада СССР молодой актер успел отметиться у Владимира Бортко в ленте «Афганский излом». Партнерами Алексея Серебрякова были звезда сериала «Спрут» Микеле Плачидо, Татьяна Догилева, Нина Русланова, Андрей Краско, Александр Розенбаум и Филипп Янковский, будущий режиссер.
Первым постсоветским фильмом для Алексея Серебрякова стал польский «Эскадрон», снятый Юлиушем Махульским, известным по циклу «Ва-Банк», криминальной комедии «Дежа вю» и фантастической ленте «Секс-миссия». Картину, посвященную январскому восстанию в Польше в 1863 году, снимали кинематографисты четырех стран – самой Польши, Бельгии, Франции и Украины.
«Эскадрон» не стал в биографии Алексея Серебрякова первым опытом съемок у иностранцев, до этого он отметился во французском сериале «Каминский, московский сыщик».
В середине 90-х он снялся в киноальманахе «Прибытие поезда». Альманах состоял из четырех новелл, которые сняли Алексей Балабанов, Владимир Хотиненко, Дмитрий Месхиев и Александр Хван. Вместе с молодым артистом в ленте отметились Сергей Маковецкий, Гарик Сукачев, Александр Кайдановский, Владимир Ильин, Андрей Краско и Нина Усатова.
От «Бандитского Петербурга» до «Левиафана»
В 2000-м артист снова оказался в центре внимания. Он снялся в двух известных сериалах – второй части «Бандитского Петербурга» и «Империи под ударом», в которой сыграл лидера эсеров Бориса Савинкова.
Следующей крупной работой стала главная роль в сериале «Штрафбат», вышедшем в 2004-м. Год спустя артист снова поработал с Алексеем Балабановым, сыграв небольшую роль в криминальной ленте «Жмурки». Тогда же в 2005-м он снялся у Федора Бондарчука в «9-й роте» в роли капитана разведки.
В 2006-м артист отметился в дебютной ленте Дениса Нейманда «Жесть», где его партнерами по съемкам были Гоша Куценко, Рената Литвинова, Михаил Литвинов, Иван Ургант, Сергей Шакуров и другие известные артисты.
За «Жестью» последовали «Консервы» от Егора Кончаловского, «Груз 200», где Алексей снова снялся у своего тезки Балабанова, «Глянец» от Андрея Кончаловского и «Код Апокалипсиса» от Вадима Шмелева, где главную роль играла «прекрасная няня» Анастасия Заворотнюк.
В 2008-м, когда Федор Бондарчук взялся за экранизацию романа братьев Стругацких «Обитаемый остров», режиссер позвал Серебрякова, которого уже снимал в «9-й роте». Серебряков сыграл роль Странника, одного из первых прогрессоров и руководителей КОМКОНа-2.
После этого актер снялся в череде малоизвестных фильмов, исключениями стали только лента «ПираМММида», основанная на книге Сергея Мавроди, и экранизация пьесы Чехова «Иванов».
Ситуация изменилась в 2014 году, когда на экраны вышел фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Лента, переосмысляющая библейскую притчу об Иове Многострадальном, рассказывает о коррупции в маленьком приморском городке. Лента получила «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, однако в тот год награда досталась польской картине «Иде», снятой Павлом Павликовским.
Новый успех пришелся на 2017 год. Сначала он отметился ролью у Джаника Файзиева в исторической ленте «Легенда о Коловрате», а затем сыграл одну из главных ролей в роуд-муви Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
Последними проектами, в которых оказался задействован актер Алексей Серебряков, стали польская лента «Самая холодная игра» и австрийско-немецкая документальная драма «Космические собаки». Последней российской лентой в его фильмографии стал боевик «Пилигрим», который поставил Александр Баршак.
Награды и признание
Свою первую награду артист получил еще в 1990-м. На кинофестивале в швейцарском Локарно он удостоился приза за лучшую мужскую роль. Жюри отметило его работу в ленте «Случайный вальс».
В 1994-м актеру достался при кинофестиваля «Киношок». Также за лучшую мужскую роль. Жюри отметило его актерское дарование в ленте «Серп и молот», где он сыграл одну из главных ролей.
Спустя четыре года он получил почетное звание Заслуженного артиста РФ, а уже в 2010-м примерил на себя звание Народного артиста РФ.
Последняя на сегодня награда артиста – это премия «Ника» за лучшую мужскую роль в картине «Ван Гоги», где его напарником был поляк Даниэль Ольбрыхский, игравший в свое время во множестве фильмов Анджея Вайды, у Фолькера Шлендорфа в «Жестяном барабане», у Никиты Михалкова в «Сибирском цирюльнике» и у Джаника Файзиева в «Турецком гамбите».
Личная жизнь
Со своей женой Марией актер познакомился еще в 1980-х, когда она работала в Ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева. Тогда она была замужем, но развелась с мужем вскоре после отъезда в Канаду, где работала по контракту на протяжении семи лет.
Уже в 90-х Мария вернулась в Россию, где стала женой Алексея. Сам Алексей позже вспоминал, что был неравнодушен к Марии еще с самого знакомства, но поначалу помешало стеснение. У пары трое детей: дочь Даша (от первого брака Марии) и два сына – Степан и Данилы. Мальчиков семья в свое время усыновила в разных детдомах.
До 2012 года артист с супругой и детьми жил в Подмосковье. После он перебрался в Канаду вслед за женой. У супруги в тот момент уже было гражданство этой страны.
В семье Серебрякова есть домашние животные – пять собак. Всех их актер подобрал на улице или взял в приюте. Одна из собак актера – инвалид, у нее нет одной лапы.
Актер не только помогает в свободное время бездомным животным, но и участвует в деятельности благотворительного фонда «Время жить». Организаторами последнего также являются актеры Ирина Апексимова и Андрей Смоляков.
Сам Серебряков не ведет соцсети, но в Instagram есть его фанатский аккаунт, где можно полюбоваться фото актера и кадрами из фильмов с его участием. У страницы свыше 9 тыс. подписчиков.
Интервью Дудю
О Серебрякове бурно заговорили в феврале 2018-го, когда у артиста взял интервью известный YouTube-блогер Юрий Дудь. Ряд высказываний Алексея весьма и весьма не понравились патриотам.
В интервью Серебряков высказал личное мнение о том, что происходит в современной России. По его словам, сейчас в провинции (в 30, 50, 70 км от Москвы) сохранилось много элементов из жизни времен 90-х. Он заметил, что «до сих пор ни знания, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой, национальной идеей». А национальной идеей, по мысли деятеля культуры, являются сила, наглость и хамство.
Интервью артиста разошлось на цитаты, а его коллеги по киноцеху раскритиковали его. «Это некрасиво и бесчестно», – отозвался о высказывании Серебрякова режиссер Карен Шахназаров. Сходные взгляды высказали режиссер Владимир Бортко, актеры Михаил Пореченков и Александр Панкратов-Черный и др. Одним из немногих, кто заступился за товарища, стал Дмитрий Певцов, с которым тот вместе играл в «Бандитском Петербурге».
В конце того же 2018-го на бизнес-форуме в Лондоне актер обвинил власти России в развязывании войн. Согласно его высказыванию, именно Россия несет ответственность за конфликты в Чечне, Грузии (т. н. Августовская война 2008 года), Донбассе и Сирии. Отдельно он заметил, что сейчас россияне вынуждены демонстрировать «псевдопатриотизм», поскольку основная идея в том, что страна находится «в сплошном окружении врагов».
Позже он уточнил, что сказанное – это его гражданская позиция. Актер добавил, что считает себя патриотом «не меньше, чем те, кто об этом орет».