Культовую картину про Жеглова и Шарапова по роману братьев Вайнеров посмотрели десятки миллионов телезрителей.
Кажется, этот сериал знаком всем от корки до корки. Однако, снятый более сорока лет назад фильм до сих пор скрывает в себе немало тайн.
Говорухин стал режиссером с легкой руки Высоцкого
Фактически путь к созданию фильма начался с того, что братья Вайнеры дали Владимиру Высоцкому свой роман «Эра милосердия», и сказали, что из него могла бы получиться отличная картина с главной ролью для него самого.
В тот момент Высоцкий срочно уезжал за границу, поэтому он примчался к своему старинному другу, режиссеру Станиславу Говорухину и попросил того оценить роман и перспективу снять по нему кино.
Режиссер книгу прочитал, и тут же понял, что фильм может получиться грандиозным. Когда Высоцкий вернулся, друзья встретились и все оговорили.
Говорухин сказал, что обязательно будет это снимать, и тут же назначил своего друга на главную роль. А тот легко согласился, причем, даже ни разу не открыв роман братьев Вайнеров, и не зная, о чем он вообще.
Жеглов снимал сам себя
Но знаменитый бард не только блестяще сыграл Глеба Жеглова, но и сильно помогал Говорухину в съемках, фактически став вторым режиссером.
Именно благодаря Высоцкому в картину подобрался невероятно звездный состав. Причем, многие маститые актеры соглашались даже на самые незначительные роли.
А когда в самый разгар съемок Говорухину пришлось уехать на кинофестиваль, Высоцкий, чтобы не останавливать процесс, фактически заменил его, продолжив руководить съемками.
Например, сцены с Груздевым и сцену допроса бандита Фокса снимались как раз под руководством Высоцкого. По приезду Говорухин даже пошутил: «Если бы ему дали волю, он бы в мое отсутствие снял всю картину».
Высоцкий мог стать Д’Артаньяном
Когда режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич собрался снимать «Трех мушкетеров», он спал и видел в роли главного мушкетера Владимира Высоцкого.
Неизвестно, каким мог предстать перед нами Д’Артаньян, слишком уже зрители привыкли к громогласному разбитному усачу Михаилу Боярскому.
Но мечта Юнгвальд-Хилькевича не сбылась, ибо, на момент приглашения съемки «Места встречи изменить нельзя» были в самом разгаре, и Высоцкий был слишком поглощен этим проектом, чтобы вот так все бросить и уходить в другой фильм.
Неспетые песни
В большинстве фильмов, в которых снимался Высоцкий, он исполнял свои песни. И в этой картине планировалось эту традицию продолжить.
Но, несмотря на то, что режиссер был большим поклонником барда, от песен в его исполнении пришлось отказаться под давлением чиновников.
Участие Высоцкого в проекте и без того вызвало множество косых взглядов со стороны советских деятелей от кино, и одно время даже был риск запрета картины с участием актера.
Садальский на роль Шарапова лицом не вышел
Говорухин просмотрел на роль удалого фронтовика, борца с бандитизмом Шарапова немало кандидатур. В какой-то момент режиссер устал от этих проб, и уже был готов утвердить молодого Станислава Садальского, который неплохо в этой роли смотрелся.
Но тут свое веское слово сказал Высоцкий, отговоривший режиссера от этой затеи. Мол, у Шарапова должно быть лицо честного комсомольца, немного наивного и беспредельно честного. Якобы он так и сказал Садальскому – посмотри на себя, какой ты Шарапов?!
По некоторым данным, артист на Высоцкого не только не обиделся, но и был вынужден согласиться с тем, что лицом он действительно на роль Шарапова не вышел.
В итоге актер предстал перед нами в образе щипача Сапрыкина по кличке Кирпич. Шепелявый истеричный блатарь вышел у Садальского просто великолепно. Возможно, причина успеха заключалась в том, что перед съемками артист консультировался у одного почтенного вора в законе из Москвы.
Влюбленная Фатеева
Чтобы заманить в свой фильм побольше известных актрис, Говорухин использовал Высоцкого, как своеобразную приманку.
Харизматичному барду мало кто мог отказать. А одна из актрис, Наталья Фатеева, сыгравшая в сериале Соболевскую, по ходу съемок влюбилась в высоцкого по-настоящему.
Актер не ответил взаимностью, и это сильно ранило Наталью. «Я была искренне влюблена в Высоцкого. И хотя ни разу не говорила ему об этом, мечтала, что он сам все поймет. Увы, ничего такого не случилось. Жаль, мне импонируют мужчины именно такого типа…», - много позже вспоминала актриса.
«Ненавистный» Конкин
После того, как вместе друга Высоцкого, Ивана Бортника – режиссер на роль Шарапова взял Владимира Конкина, бард сразу же не взлюбил своего напарника. Говорят, он постоянно «шпынял» того, критиковал, грубил.
Была еще одна причина нелюбви Высоцкого к Конкину. На этот раз чисто финансовая. Легендарного барда бесило, что ему, знаменитому артисту платят чуть больше 11 рублей за съемочный день, а этот «смазливый выскочка» Конкин получал аж 52 рубля.
И уж совсем Высоцкий возненавидел напарника после того, как тот однажды запорол эпизод, и его пришлось долго переснимать. А у Высоцкого уже был взят билет на самолет до Парижа, где его с нетерпением ждала любимая Марина Влади.
Дурилка картонная
Фраза «дурилка картонная» после выхода фильма мгновенной ушла в массы и стала «крылатой». Ею пользовались и блатные, говорящие по «фене», и обычные люди, и даже детвора.
В реальности фраза в романе братьев Вайнеров была совсем иной, и имела другое значение. Вор по кличке Карп называет Шарапова «дурилка кардонная» - от слова «кордон», в старинном произношении «кардон».
Этот термин появился в девятнадцатом веке в ходе Кавказской войны, и означал «шпиона», «подсадную утку». Происходило это следующим образом. Несколько солдат почти открыто отправлялась в обход вражеских позиций, а за ними следовали замаскированные пластуны.
Кавказцы замечали русских солдат и, предчувствуя легкую добычу, атаковали «дурилок», чтобы взять в плен. И тут же их брали в оборот казаки-пластуны.
Один трамвай отдувался за все депо
Только очень внимательные зрители могли разглядеть, что по ходу сериала Жеглов и Шарапов разъезжают по разным районам Москвы в одном и том же вагоне с серийным номером 2170.
Все дело оказалось ограниченном бюджете картины. Киношники не могли себе позволить арендовать пять-шесть единиц транспорта, поэтому взяли только один трамвай, который и катал главных героев по разным маршрутам. Закрасить или стереть номер руководство трамвайного депо не позволило.
Зрители увидели сокращенный вариант
Всего было снято семь серий, но практически из каждой пришлось что-то вырезать по требованию цензоров. Ряд сценок с блатным жаргоном, военные воспоминания Шарапова, где он говорит о неудачах Красной армии, постельная сцена с Варей – все это было уже снято, но в итоге пошло в утиль.
Но была и обратная, скорее положительная сторона работы цензоров. В рабочем варианте фильма персонажи Вари Синичкиной в исполнении Натальи Даниловой и ставшего бандитом бывшего однополчанина Шарапова - Левченко, сыгранного Виктором Павловым, погибают.
Но чиновникам эти герои понравились, и они настоятельно попросили Говорухина… сохранить жизнь хотя бы одному из них. Режиссер подумал-подумал, и выбрал Варю. В итоге, как мы знаем, она осталась жива.