Эксперты предсказывают, что кризис в Европе спровоцирует включение денежного станка и сильнейшую инфляцию, которая больнее всего ударит по слабым экономикам.
Евросоюз уже объявил о том, что будет вливать в экономику стран-участников альянса огромные деньги. Понятно, что взять их просто так неоткуда. Значит, будут включать печатный станок. А большое количество новых денег всегда провоцирует инфляцию.
Но такие страны, как Германия, Франция и Великобритания имеют определенные мощности, чтобы эту инфляцию пережить. Странам с маленькими бюджетами сделать это будет сложней. А с учетом того, как сейчас европейские страны отгородились друг от друга, и спасают себя каждая сама от коронавируса и кризиса, бедным участникам Евросоюза из программы помощи может достаться только… инфляция.
Ряд политиков и общественных деятелей Латвии уже требуют от своего правительства упредительных мер помощи населению на старте экономического кризиса. Закрытые европейские границы говорят о том, что «своя рубашка» для всех оказалась ближе к телу, и помощи от Евросоюза, как раньше, Латвия может и не дождаться. Зато получит полноценную европейскую инфляцию.
У правительства Латвии нет возможности повышать людям зарплаты и пособия. И рост цен в магазинах власти тоже сдержать не сумеют. По-хорошему, как считают специалисты, Рига должна обеспечить своим гражданам минимум 500 евро прожиточного минимума на весь период кризиса. Но для бюджета это непосильная задача. Например, пенсионеру, который получает в районе 100 евро, нужно доплачивать еще 400.
У самой Латвии таких денег нет. Поделится ли с ними Евросоюз, которого сейчас де-факто как бы даже и нет? Уже объявлено, что на спасение Европы от кризиса будет выделено 750 миллиардов евро, которые распределят по странам. Но оппозиция утверждает, что латвийские евродепутаты не сумели добиться от ЕС помощи для своей страны. Выходит, Латвия уже как бы за бортом ЕС?
Возможно, и некоторые другие страны обойдет стороной помощь Евросоюза. Но у кого-то запас прочности больше, кто-то умудрился сохранить национальную валюту, что поможет в случае развала ЕС. У Латвии нет ни запаса прочности, ни своей собственной валюты.
По большому счету, как считают эксперты, будущее страны зависит от того, насколько быстро преодолеют кризис ведущие страны Европы и насколько они в будущем сохранят желание помогать бедным членам ЕС. Если же Евросоюз вообще разрушится, Латвия в буквальном смысле останется у разбитого корыта.
Невероятная инфляция, неподъемные цены в магазинах, безработица, которая уже сейчас выше, чем может осилить латвийский бюджет. Вот что ждет страну. А ведь кризис еще даже не начался. Его пока только прогнозируют на ближайшее будущее.
И, увы, даже те латыши, которые ранее зарабатывали на жизнь за рубежом, потеряли эту возможность. Как минимум, на период пандемии. Но когда откроют границы, и насколько европейские страны останутся радушными и иностранным рабочим, пока даже близко никто сказать не может.
Поэтому ряд экспертов предсказывает Латвии тяжелые времена. Настолько тяжелые, что по сравнению с ним даже Великая американская депрессия тридцатых годов прошлого века может показаться легким испугом.