В мирные 70-е расстрел и ограбление инкассаторской машины в солнечной крымской степи поставило на уши всю союзную правоохранительную систему.
В 1974 году в Крыму ограбили инкассаторский автомобиль, убив водителя и бухгалтера. Подобное в спокойные семидесятые было подобно грому среди ясного неба. На расследование дела были брошены лучшие силы. Но преступники как в воду канули.
Расстрел на дороге
Колхоз им. XXII партсъезда в селе Вилина Бахчисарайского района Крыма считался преуспевающим. Люди жили хорошо, получали неплохие по сельским меркам деньги, а в конце уборочной страды еще получали и премию в несколько месячных окладов.
Вот эту премию, около пятисот тысяч рублей, и должны были вези в обыкновенном ГАЗике местный водитель Алексей Рогов и бухгалтер Валентина Стасенко. Ни охраны, ни оружия у них не было.
Правда, в банке случилась накладка. Такой огромной суммы там сразу не нашли, поэтому было выдано пока лишь 140 тысяч рублей. Стасенко согласилась забрать эту сумму, и селяне отправились в обратный путь.
И вот после этого и начались странности, в тумане которых потом и плутало «вслепую» следствие. Андрей Жорин, водитель грузовика, везший на завод колхозное молоко, был первым, кто заметил на дороге брошенный ГАЗ и лежавшее неподалеку от него женское тело.
Сначала подумал, что произошла авария, и вызвал ГАИ. Но прибывшие сотрудники сразу увидели пулевые ранения на теле женщины. Тогда за дело взялись уже оперативники уголовного розыска. Они быстро сложили предположительную картину случившегося.
Из этой версии выходило. Что в водителя могли выстрелить прямо во время движения, а когда машина остановилась. Застрелили попытавшуюся убежать женщину. Все ее ранения были в спину.
Но сыщиков тревожили некоторые странности. Во-первых, само место происшествия. Это была не та дорога, которой обычно ездят колхозники. Зачем сворачивать на неровную грунтовку, когда почти параллельно шла добротная бетонная трасса?
Во-вторых, если преступление готовилось заранее, как грабители могли знать, что ждать машину нужно здесь? Неужели сговор нападавших и кого-то из жертв, которую потом за ненадобностью пристрелили?
И третье. Куда делись грабители в степи, которая просматривается на много миль во все стороны? Ведь как установили эксперты, молоковоз появился на месте преступления спустя считанные минуты после налета.
Метания следствия
Помимо водителя молоковоза у следователей был еще один свидетель. Молоденький студент Ваня Птицын, который остался жив лишь благодаря тому, что крутившему «баранку» инкассаторского «газика» Алексею Рогову было запрещено подсаживать попутчиков.
Студентик голосовал у дороги, но ГАЗ пронесся мимо, лишь обдав его клубами пыли. Зато молоковоз бедолагу подобрал. И Птицын чуть позже вспомнит, что до ГАЗика мимо него проехал грузовой «Урал» и белая «двадцать первая Волга», которые его тоже не подобрали. Однако, следов этих машин сыщикам найти так и не удалось.
Постепенно главной версией случившегося стала та, по которой водитель Алексей Рогов был соучастников преступления. Но еще позже стало известно, что в селе незадолго до налета видели чужих. Лиц не запомнили, ибо, видели этих людей издалека. Но зато запомнили другую важную деталь. На чужаках была… милицейская форма!
Власти были в шоке. Советские правоохранители не могли быть бандитами. Как бы там не было, но подобная версия могла бросить серьезную тень на милицию. Поэтому расследование засекретили, а КГБ тут же принялось перетряхивать местные милицейские отделы и отделения.
По слухам, начальника местного РОВД выдернули из постели прямо среди ночи, и на самолете доставили в Москву, на Лубянку. Брали на испуг. Мол, после такого «путешествия» начальник, если у него рыльце в пушку, сразу признается во всех грехах.
Тайна за семью печатями
Между тем, следствие фактически стояло на месте. Эксперты выяснили, что водителя и бухгалтера убили из немецкого парабеллума времен Великой Отечественной. Но это никаких козырей сыщикам не дало.
Похищенные деньги тоже нигде не всплыли, хотя номера купюр уже были практически во всех банках, магазинах и кассах. Еще был расчет на то. Что кто-то из налетчиков на радостях от такого куша начнет шиковать, однако, проверки ресторанов тоже ничего не дали.
Казавшаяся перспективной версия участия в ограблении местных стражей порядка также оказалась тупиковой. С тех пор прошли десятилетия, сменились политические системы и сам Крым, побыв союзным и украинским, возвратился домой в Россию. А тайна того преступления так тайной и осталась.
Есть ли шанс ее раскрыть спустя столько времени? Наверное, хоть и призрачный, но есть. Хотя бы потому, что те самые налетчики, какой бы бандой призраков их не называли, были призраками во плоти, живыми существами. Хотя через столько лет, может, кого уже в живых и нет… Интересно, а ведь те 140 тысяч советских денег могут так и пылиться где-нибудь на соседском чердаке…