Во время Великой Отечественной войны летчики-штрафники вступали в бой с немецкими асами фактически без шансов выжить.
Многие из нас читали и видели фильмы о штрафных батальонах, созданных во время войны с фашистской Германией по личному распоряжению Сталина. Но уже в наше время выясняется, что штрафники били немца не только на земле, но и в небе.
«Озверевшие соколы»
Именно так фашисты называли советские штрафные эскадрильи, куда зачисляли набедокуривших летчиков. Пилотов в войну не хватало просто катастрофически, поэтому советское руковдство к проделкам пилотов относилось с некоторым снисхождением.
Военные суды имели четкое указание – даже при обвинительном приговоре летчик не должен сесть в тюрьму. Поэтому обычно их лишали звания и наград, а потом отправлляи обратно на фронт. Но уже в особые эскадрильи.
Хотя поначалу пилотов, как и всех «хулиганов», отправляли в пехотный штрафбат. Но потребность в летчиках была столь высокой, что лично Сталин издал секретный указ о создании штрафных авиагрупп. А как иначе – ведь на подготовку военных летчиков уходили месяцы, если не годы. Да и жизнь в наземном штрафбате была слишком коротка – обычно штрафник погибал в первом, максимум во втором бою. Так что, у летчика, направленного в штрафную пехоту, практически не было шансов, искупив свою вину, вернуться обратно в авиацию.
Кстати, штрафником можно было стать абсолютно по любой причине: как и за уголовное преступление, так и за мелкое хулиганство. Один летчик, стреляя спьяну по бутылкам, случайно ранил солдата, другой летчик так же по пьяной лавочкеизбил дежурного офицера, третий при приземлении на полосу повредил самолет – все трое были отправлены в только что созданную в одну штрафную эскадрилью.
Многие не верили в существование штрафных авиабатальонов. Однако, сегодня уже ни для кого не секрет, что в Центральном архиве Министерства обороны хранится документ под названием директива «О штрафных эскадрильях», подписанный 4 августа 1942 года Сталиным и Василевским.
И надо сказать, что с этим советские военачальники не прогадали – летчики-штрафники знали, что отступать им некуда и дрались в небе как в последний раз, не щадя ни себя, ни врага. Зачастую даже асы Люфтваффе старались лишний раз не пересекаться в небе с этими «самоубийцами».
По слухам, когда немецкая разведка доносила, что навстречу их «мессерам» и «Фокке-вульфам» идет навстречу советская штрафная эскадрилья, немецким летчикам давался приказ разворачиваться и срочно возвращаться обратно на базу.
Самый известный небесный штрафник
Иван Федоров до войны служил летчиком-испытателем в КБ Горького под началом знаменитого авиаконструктора Семена Лавочкина. Когда началась война, Федоров буквально забросал начальство рапортами с просьбой отправить его на передовую, а когда ему в очередной раз было отказано, совершил то, за что в военное время без лишних разговоров ставили к стенке.
Совершая плановый испытательный полет, Федоров направил свою машину прямиком на запад – к линии фронта. Фактически угнал. Причем, летел безумец по конкретному адресу к конкретному человеку – на Калининский фронт, в составе которого воевала 3-я воздушная армия под командованием прославленного летчика Героя Советского Союза Михаила Громова и по совместительству его давнего приятеля.
Что интересно, по всем законам жанра самолет Федорова имели право сбить свои же зенитчики или перехватить свои же истребители. Однако, по каким-то причинам на него никто охоту так и не объявил. Даже после того, когда Федоров по пути на фронт приземлился на один из подмосковных аэродромов и под дулом пистолета заставил техников дозаправить его самолет, его никто в небе не тронул. И это при том, что с КБ Горького, где он служил, в Москву уже полетела депеша о том, что Федоров дезертировал с секретного объекта на новейшем истребителе.
Федорова могли арестовать сразу после его приземления во владениях Громова, но тот, имея достаточное влияние, сумел не только прикрыть отчаянного друга, но и дал, как тот и хотел, вволю ему повоевать.
А в августе 1942-го, как раз после появления на свет директивы «О штрафных эскадрильях», Федоров попросился возглавить одну из них. А его командир и друг Михаил Громов был этому только рад. Кто еще мог справиться с «головорезами-штрафниками», как не Федоров, который и сам был, как говорят, «горячим парнем»?
В итоге «головорезы» Федорова стали самой настоящей бедой для немцев. Несколько десятков летчиков-штрафников под его началом сбивали фашистских асов «пачками», к моменту расформирования эскадрильи доведя общий счет звездочек на фюзеляжах до трехсот пятидесяти.
Позже за эти подвиги штрафников перевели в только что созданный 273-й истребительный авиаполк, сняв все прошлые взыскания и закрыв абсолютно все уголовные дела в отношении них. Уже будучи не штрафниками, подчиненные Федорова продолжили по чем зря бить немца, за что многие из них были представлены к наградам, а четверо, включая самого Федорова, стали героями Советского Союза.
Предатели загубили идею Сталина
В 1942-м, когда еще только создавались первые штрафные эскадрильи, советское руководство рассчитывало на то, что ненависть людей к фашистским оккупантам пересилит обиду на то, что у вчерашнего летчика-героя отбирают звание и награды. По большому счету так оно и было – советский народ бился с фашистами в едином порыве.
Но в любом стаде всегда найдется «паршивая овца». Нашлись они и среди летчиков-штрафников. Тем более, если штрафнику-пехотинцу довольно непросто пересечь линию фронта, чтобы уйти к немцам, то летчику ничего не стоит долететь до вражеской территории, сигналом показать, мол, «сдаюсь» и сесть на аэродром противника.
Но если поначалу Сталину докладывали о единичных случаях бегства наших летчиков, то потом «крылатые штрафники» начали перебегать к врагу десятками. В конце концов, вождь народов распорядился расформировать штрафные авиаподразделения по всей линии фронта, а летчиков, как и раньше, отправить в штрафные пехотные подразделения – по сути, на верную гибель в ближайшем бою. Сколько летчиков погибло не в небе, а на земле, история умалчивает.