Детский писатель, придумавший Крокодила Гену, Чебурашку, Дядю Федора и почтальона Печкина.
Собаки и ружья
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в Подмосковье, в небольшом городе Егорьевске. Он был средним из трех сыновей, которые появлялись на свет как по расписанию – каждые два года. Старшего назвали Игорь, младшего – Юрий.
Вскоре Успенские переехали в дом для сотрудников ЦК на Кутузовском проспекте. В центральном комитете Коммунистической партии Советского Союза работал глава семьи, Николай Михайлович. Он курировал производство зерна, а также добычу пушнины, охотоводство и собаководство, в том числе выведение новых пород. Потом писатель вспоминал, что в доме всегда были собаки и ружья, а иногда отец брал сыновей на охоту.
Семья по советским меркам была более чем благополучной. Даже в эвакуации, за Уралом, в отличие от многих и многих Успенские не бедствовали. Все рухнуло со смертью отца. Николай Михайлович скончался в 1947-м, ему было всего 44 года.
Книги под замком
Мать, Наталья Алексеевна, в девичестве Дзюрова, отнюдь не была беспомощной домохозяйкой, во всем зависящей от мужа. Она работала инженером на машиностроительном заводе. Но ее зарплаты и крошечной пенсии бабушки на поддержание привычного для семьи руководящего партийного работника уровня жизни не хватало.
Полегче стало, когда мать снова вышла замуж. Отчим скупал книги в больших количествах, но держал их под замком – тогда они стоили очень дорого, и он боялся, что дети станут таскать их на продажу.
Те действительно таскали книги, но не на продажу, а чтобы читать. До вожделенных томов добирались, отвинтив заднюю стенку шкафа. Так под большим секретом будущий писатель ознакомился с произведениями Дюма и Шиллера, Гюго и Майн Рида, Джека Лондона и Купера… «Тогда все на этом были помешаны», - много позже отметил писатель.
Инженер и юморист
Писать стихи и рассказы Эдуард начал еще в школе, и не без успеха – его произведения даже печатали в «Литературной газете» и читали на радио. Однако о серьезных занятиях литературой мальчик и не помышлял.
Учился Эдуард хорошо, успевал по математике, участвовал во всех Олимпиадах.
Будущее школьника, увлекающегося точными науками, в те годы сомнений не вызывало – быть ему инженером! Этой профессией решили овладеть все трое братьев Успенских.
Игорь и Юрий позже работали во Внешторге. Эдуард поступил в МАИ. Диплом престижного вуза по специальности «инженер-приборист» он получил в 1961 году и поступил на работу на Второй московский приборный завод, который в постсоветских интервью именовал просто – ракетным.
И параллельно вел совсем другую жизнь. Печататься Эдуард начал за год до окончания вуза. Писал смешные истории в стенгазету, придумывал миниатюры для театра, ездил с ним даже на целину. А потом Успенский стал соавтором писателя-юмориста Феликса Камова. Они возглавили авторскую группа студенческого театра МАИ «Телевизор». Оба отрабатывали восьмичасовую смену на заводе, а потом писали сценарии. В 1966 году совместно с Камовым, Аркадием Аркановым и Григорием Гориным выпустил сборник юмористических рассказов Четверо под одной обложкой».
«Это Хармс, печатать нельзя»
Сатирики в СССР пользовались необычайной популярностью. Однако Эдуард в итоге решил порвать с эстрадой.
«Материально это труд выгодный, но опасный. Много талантливых людей погибло на эстраде, потому что она затягивает, ты начинаешь мыслить эстрадными шаблонами. И вырваться невозможно: один заказ сменяет другой, за ним третий — и так до бесконечности», - рассказывал потом Успенский.
Он решил писать для детей – всегда хотел. Однако первоначально его стихи, впоследствии ставшие классикой, издательства отвергали. «Это Хармс, печатать нельзя», - говорили ему.
Первая книга увидела свет при помощи Бориса Заходера. Позже выяснилось, что если бы не его протекция, судьба советской детской литературы сложилась бы иначе. Опубликованная в 1966 году повесть называлась «Крокодил Гена и его друзья».
«Теперь я Чебурашка»
Успенский оказался писателем, истории которого нравились всем без исключения, причем не только в стране, но и за рубежом.
Он написал десятки книг, а самыми знаменитыми героями стали Крокодил Гена, Чебурашка и обитатели села Простоквашино, а в мультипликации еще и ведущие следствие колобки и легендарная «Пластилиновая ворона». Огромную популярность принесли писателю мультфильмы по его сценариям, на годы ставшие классикой советского детского кинематографа и популярные до сих пор – всего их было 60.
Сам Успенский считал, что книги должны нравиться не только детям, но и родителям. Рецепт работал – это имя знали все, и оно до сих пор объединяет людей самых разных политических взглядов.
Российский крысолов в судах
Эдуард Успенский стал живой легендой. Про него говорили и писали разное, однако он оставался выше этих статей.
Когда после присоединения Крыма вспыхнул скандал с Макаревичем, писатель высказался крайне резко, поддержав музыканта. «Страна разделилась на 10% умных и 90% идиотов. Я считаю, что отношусь к тем 10% умным, потому что вся эта история с Крымом — она безобразна», — сказал Успенский. Макаревичу его слова о Крыме поминают до сих пор, скандала с Успенским не получилось, хотя мнения в обществе разделились полярно и все были на взводе.
Когда Успенский разбирался с авторскими правами на свои произведения и героев, однажды он в сердцах пригрозил обидчикам-бизнесменам, решившим использовать имя Чебурашки в качестве названия и не желающих при этом делиться доходами: «Вот как скажу детям всей страны, чтобы не покупали ваши товары!» Предприниматели изменили название.
За права он боролся рьяно. Многие его осуждали, а коллеги по литературному цеху благодарят – если бы не Успенский и его тяжбы за авторские права, на детскую литературу никто бы не обращал внимания, а уж о героях, которых бы использовали все кому не лень, и говорить нечего.
Сам Успенский, не стесняясь, рассказывал, что узнал о доходах родных Алана Милна, придумавшего Винни-Пуха, и решил, что его родные – не хуже. И за свои и их интересы боролся увлеченно, не обращая на критику никакого внимания.
«Простоквашино», которое стало брендом молочной фирмы, позволило писателю купить большой дом, а Чебурашка «достался» японцам. Они выкупили авторские права на десять лет, и Успенского условия вполне устроили.
Четыре брака, три жены
Эдуард Успенский был женат четырежды. С первой жены, Риммы, Успенский частично списал образ старухи Шапокляк, в чем признался журналистом (вторым прототипом героини назвал самого себя). У них появилась дочь Татьяна, подарившая Успенскому двух внуков, Екатерину и Эдуарда. После развода писатель забрал девочку, она воспитывалась в его семье.
Со второй женой, Еленой, они удочерили двойняшек Ирину и Светлану. А потом Успенский встретил телеведущую Элеонору Филину – и был покорен. Последовал тяжелый развод, новая жизнь.
А потом был скандальный развод уже с Элеонорой. Тогда писатель уже боролся с раковым заболеванием.
В итоге Эдуард Николаевич вернулся к Елене и второй раз женился на ней.
«Я же хороший?»
Мнения об Успенском разнились. Он всегда отстаивал свои права, мог быть резким - и всегда стремился помочь. «А пусть тоже что-нибудь обидное скажут», - ответил как-то журналисту, спросившему, не обидятся ли на его высказывание.
Любил гостей и, как вспоминают, иногда спрашивал за бокалом вина: «Почему меня считают вредным? Ведь я же хороший? Скажи, я же хороший?»
С онкологическим заболеванием писатель боролся около десяти лет. Лечился в Германии. Но в итоге болезнь взяла вверх.
Ему стало очень плохо 9 августа, однако ложиться в больницу Успенский не стал. Он умер в собственном доме 14 августа 2018 года.
Успенского оплакивали все. И самой популярной реакцией стала простая фраза: «Спасибо за детство».