Хорошую новость мы услышали в последние дни октября 2019 года: АО РЖД при поддержке ГК СК Мост Руслана Байсарова заканчивает работать над проектом по строительству железнодорожного моста на Сахалин. Остров наконец получит стабильную, не зависящую от капризов погоды связь с материком. Но почему же этот мост не был построен раньше, спросите вы, ведь наша страна вернула себе контроль над Сахалином 74 года назад?
Дело в том, что железнодорожные пути на материке и Сахалине до самых последних месяцев были несовместимы. И только теперь появились возможность и смысл говорить о мосте и, как следствие, о беспересадочном пути от Калининграда до Южно-Сахалинска.
Сахалин возвращается в Россию
Прямо на наших глазах заканчивается осуществление самого грандиозного транспортного проекта в современной истории острова Сахалин – реконструкции железной дороги, построенной более века назад японцами. В октябре введена в эксплуатацию очередная переправа через одну из многочисленных сахалинских рек (на фото), на сей раз на 249-м километре путей: это уже сорок пятый перестроенный в рамках программы мост, еще на семи ведутся работы.
В начале XX века японцы, оккупировав южную часть Сахалина, построили там для военных целей узкоколейку шириной всего 600 мм – две стандартные школьные линейки. Впоследствии эту дорогу расширили до 1067 мм, как принято в Японии, и другие дороги на острове строили по тому же стандарту. Так эта трасса и функционировала до последнего времени, хотя по всей России принят совершенно другой стандарт – 1520 мм. Постоянно закупать ненужное нигде более в нашей стране узкоколейное оборудование оказалось невыгодно и бессмысленно, и правительство России поставило задачу перевести сахалинские дороги на привычный и удобный формат.
Выполнить задачу взялась группа компаний СК Мост Руслана Байсарова. Работы по расширению железнодорожной колеи идут в безлюдных труднодоступных местах, нередко к рабочим выходят медведи и другие хищники, но стройка не останавливается ни на один день.
Движение по новой колее запущено в августе 2019 года, а полностью строительство будет закончено в 2020 году. Благодаря совершенно новой трассе грузы будут доставляться в порт Корсаков в большем объеме без необходимости смены колёсных пар, а пассажиры пересядут в комфортные современные поезда.
Шире – значит быстрее
Отдельная сложность реконструкции сахалинской железной дороги состоит в том, что она осуществляется без перерыва движения поездов – поставка продукции с масштабных сырьевых проектов не может быть остановлена на время работ. Проблему эту специалисты Руслана Байсарова решали тремя основными способами:
- с строительством постоянного обхода с последующим переключением на новую ось и разборкой старой колеи;
- строительством временных обходов с переключением движения на них, разборкой старых мостов и сооружению новых на существующей оси;
- укладкой трехрельсовых путей, по которым могут ходить составы обоих стандартов;
- строительством части мостов на существующей оси путем установки инвентарных пролётных строений пакетного типа, разборкой существующих пролётных строений и опор с последующим сооружением новых опор и монтажом пролётных строений без перерыва движения поездов.
Все это требует недюжинной инженерной смекалки и высокого профессионального уровня рабочих, чего у специалистов «Моста» не занимать.
В результате завершения работ остров Сахалин получит современный подвижной парк, повышенную пропускную способность железной дороги и, как уже говорилось, возможность стабильного транспортного сообщения с материком. Все это, несомненно, самым благотворным образом скажется на развитии региона: его экономические показатели должны существенно вырасти уже в ближайшие годы.
Между тем для подрядчика строительства, ГК СК Мост Руслана Байсарова, это далеко не единственный проект. Параллельно с расшивкой сахалинской узкоколейки специалисты «Моста» участвуют во множестве других строек:
- виадук высокоскоростной железной дороги у сербского города Сремски-Карловци;
- железнодорожный мост из Еврейской АО в Китай;
- автомобильно-железнодорожная трасса от Адлера к курортному поселку «Альпика-сервис»;
- тоннели для московского метрополитена;
- автомобильный «Мост дружбы» через Амур в Китай;
- байкальский тоннель
- многое, многое другое…
Кто вы, Руслан Байсаров?
Руслан Байсаров, уроженец села Пригородное под Грозным Чечено-Ингушской АССР, контролирует ГК СК Мост с 2016 года. Под его руководством организация превратилась в одного из крупнейших игроков на рынке инфраструктурных проектов России, а также вышла за рубеж – например, как отмечалось выше, российские специалисты сейчас возводят в Сербии железнодорожный виадук на скоростной трассе Нови-Сад – Белград.
Более-менее полный список достижений Байсарова Руслана Сулимовича вы можете прочесть в Википедии, а мы остановимся лишь на нескольких ключевых этапах его биографии.
Предприниматель начинал свою карьеру несколько необычным способом – с развлекательного бизнеса в Москве. Тогда же в прицел папарацци попала его личная жизнь: Байсаров создал семью с певицей Кристине Орбакайте.
Вырвавшись из затягивающей московской тусовки, чеченский бизнесмен переключился на сырьевые проекты. В двухтысячных годах в качестве наемного топ-менеджера или партнера он поработал в нескольких нефтяных компаниях и подметил слабое место многих проектов: несоответствие инфраструктуры масштабам задач. Поэтому, уйдя в «свободное плавание», Руслан Байсаров неожиданно для многих не основал еще одну нефтяную компанию (сколько их у нас уже?), а занялся строительством автомобильных и железных дорог во многих отдаленных уголках страны, к примеру, в тувинском регионе.
Так и происходит новое освоение России, так рождаются новые дороги, поселки, рабочие места, преодолевается вековое запустение. Впереди еще очень много работы.
Какой там мост дальше надо построить, говорите? Не вопрос, будет сделано!