В Карибском море начинаются масштабные учения морских флотов России и Венесуэлы -- первые совместные маневры в истории двух стран. Эксперты уверены: интрига в Карибском бассейне только завязывается.
В понедельник, 1 декабря, в бассейне Карибского моря начинаются трехдневные масштабные учения морских флотов России и Боливарианской Республики Венесуэла. С российской стороны в них участвуют боевые корабли Северного флота: тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», спасательно-буксирное судно «СБ-406» и большой морской танкер Черноморского флота «Иван Бубнов» (на кораблях Северного флота ВМФ России, которые пришли в Венесуэлу, находятся около 1,6 тыс. российских морских пехотинцев). Венесуэла выставила на поле битвы три фрегата, транспортный корабль-амфибия, четыре патрульных корабля, четыре катера береговой охраны, подразделения морской авиации и эскадрилью истребителей Су-30МК2. В учениях примут участие подразделения венесуэльских вооруженных сил в составе 700 человек.
Совместные учения флотов Россия и Венесуэла проводят впервые. Как утверждают в российском Минобороны, военно-тренировочная игра будет разворачиваться при активном участии надводных кораблей и морской авиации стран-участниц.
Помощник главкома Северного флота Игорь Бабенко сообщил Infox.ru: в рамках учений в Карибском море отработают «организацию действий флотов двух государств в открытом море, совместное маневрирование под единым командованием, тренировки по приему воды и топлива на ходу». Кроме того, «будет отрабатываться методика досмотра судов, нарушающих общепринятые правила мореплавания, и высадка досмотровых групп на борт корабля-нарушителя». Главная же цель совместных маневров, резюмировал помощник главкома СФ, -- «научить военных моряков разных стран лучше понимать друг друга». Бабенко подчеркнул, что боевые корабли ВМФ России регулярно участвуют в аналогичных совместных военных тренингах, «улучшая взаимопонимание» с флотами США, Великобритании, Франции, Норвегии и других стран.
Теперь настала очередь Венесуэлы.
Эксперты не видят в этом ничего удивительного. Заместитель директора института Латинской Америки РАН РФ доктор политических наук Борис Мартынов говорит, что страны Латинской Америки «еще с советских времен сохранили доброе отношение к России». По его словам, представление об этом регионе как о «заднем дворе» США не соответствует действительности. «Сегодня такие страны, как Бразилия, Венесуэла, Перу, Аргентина, ведут себя на внешнеполитической сцене гораздо более самостоятельно, нежели Великобритания и Япония, которые во всем слушаются США», -- считает Борис Мартынов. Так что «интересы России и Латинской Америки в области глобальной геополитики, военной и стратегической безопасности во многом совпадают, что создает благоприятную почву для расширения российского влияния на континенте», заключает эксперт.
Российско-венесуэльским маневрам предшествовал так называемый неофициальный визит отряда боевых кораблей СФ в венесуэльский порт Ла-Гуайра. Визит готовился долго и был обставлен с подобающим государственным размахом: российских моряков в акватории Карибского моря встречали фрегаты ВМС Венесуэлы, гремели салютные пушки, в небе барражировали самолеты и вертолеты. В первый же день (26 ноября) на борт «Петра Великого» поднялись командующий ВМФ России Владимир Высоцкий, чрезвычайный и полномочный посол России в Венесуэле Михаил Орловец. 28 ноября российскую эскадру навестили президенты России и Венесуэлы. Как сообщила пресс-служба Северного флота, на борту БПЛ «Адмирал Чабаненко» Дмитрий Медведев и Уго Чавес «обсуждали вопросы развития и укрепления позитивно складывающихся отношений между Россией и Венесуэлой в военно-морской области».
В таком контексте, считают наблюдатели, неофициальный статус визита кораблей СФ в Венесуэлу не более чем политическая ширма, маскирующая большую игру с высокими ставками. Интересы игроков в целом ясны: глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев уже сообщал о том, что Уго Чавес приглядывается к российским истребителям, системам ПВО и учебным самолетам. В ходе визита Дмитрия Медведева в Венесуэлу выяснилось, что Чавес «приглядывается» и к военным кораблям. Президенты договорились продолжить военное и военно-техническое сотрудничество. «Мы обменялись соображениями с Уго Чавесом, как и чем будем заниматься», -- сказал по итогам переговоров Дмитрий Медведев.
«Россия стремится расширить свое влияние в зоне Карибского моря, но не это главное, -- считает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. -- Главное в том, что Россия пытается насолить Америке, которой в свою очередь от этого ни жарко ни холодно».
Еще более определенно высказался член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок. «Корабли Северного флота преодолели расстояние протяженностью 13 тысяч морских миль и тем самым подтвердили высокую боеспособность российского флота, -- подчеркнул он. -- Кроме того, расширение политических и военных контактов России со странами Карибского бассейна -- наш ответ на расширение НАТО и создание американской ПРО в Европе». По мнению эксперта, «Россия показывает Америке, что не согласна с американской военной политикой и будет адекватно отвечать на угрозы своей безопасности». «Не исключено, что уже в будущем году на Кубе и в Венесуэле появятся российские военные аэродромы, -- спрогнозировал Цыганок. -- Наконец, Россия пытается вернуться на латиноамериканский рынок вооружений. Возможно, уже очень скоро будут заключены договоры с рядом латиноамериканских государств на поставку не только стрелкового оружия, но также и артиллерии, танков, вертолетов».
Судя по всему, примеру российско-венесуэльского военно-технического сотрудничества готовы последовать и другие страны Южной Америки, с тревогой наблюдающие за расширением американского военного присутствия в Карибском бассейне. Яснее всего эти политические опасения сформулировал начальник управления вооруженных сил Венесуэлы генерал Хесус Гонсалес. «Я не сомневаюсь, что американцы хотят нагрянуть к нам, чтобы заполучить нашу нефть. Мы должны быть готовыми к этому, -- приводит его слова AFP. -- Мы хотим быть сильными, но исключительно с позиций сдерживания». Генералу Гонсалесу вторит министр иностранных дел России Сергей Лавров, уверяющий, что Россия продает в Латинскую Америку исключительно оборонительное оружие.
Перспективность этого рынка для экспертов очевидна. «Военное сотрудничество стран латиноамериканского континента с Россией может быть еще более успешным, если Россия как партнер будет сговорчивее, -- говорит Борис Мартынов. -- В советское время поставки вооружений в страны Карибского бассейна осуществлялись на идейной основе. Сегодня мы продаем оружие в Венесуэлу, вертолеты -- в Колумбию и Мексику исходя из соображений быстрой выгоды. Россия весьма заинтересована в военно-техническом сотрудничестве с Бразилией». Но по мнению эксперта, создание совместных предприятий в этой области упирается, в частности, в проблему передачи оборонных технологий. «Как результат, -- отмечает Мартынов, -- атомную подводную лодку для Бразилии строит Франция, а не Россия. В области авиации Бразилия собирается закупать французские «Миражи», а не наши Су-35, хотя по тактико-техническим характеристикам наш самолет предпочтительнее».