Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:53
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Еще не самолет, но уже уникальное событие

Опубликовано
Текст:

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации совершил первый долгожданный полет. Военные рассчитывают, что самолет пятого поколения может оказаться в войсках уже в 2015 году. Военные эксперты, опрошенные Infox.ru, считают, что российский авиапром пока далек от серийного производства новой машины.

«Полет ПАК ФА -- уникальное событие за все постсоветское время», -- уверен директор Центр анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, в воздух поднялась именно российская разработка. Другие подобные проекты -- либо еще советские (например ГЛОНАСС), либо результат международной кооперации (Международная космическая станция). Пухов признал, что Россия отстает от США в разработке самолета пятого поколения. Но в этом есть и положительные моменты, считает эксперт, так как российские разработчики смогли учесть положительный и отрицательный опыт американцев. Однако с учетом того, как долго США возились с F-22 Raptor, Руслан Пухов полагает, что вряд ли российская машина может быть полностью готова ранее 2020 года.

«Нет самолета, есть летающий прототип, без нового радара, без нужного двигателя и без вооружения. До самолета нам еще лет двадцать», -- считает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. Первый полет Су-35 состоялся в 1984 году, а он так и не стал серийным, сетует собеседник Infox.ru. По мнению Фельгенгауэра, пока у разработчиков только новый корпус, при разработке же нового самолета России не обойтись без международной кооперации, а озвученная военными дата поставки самолета в войска в 2015 году -- «это смешно», считает эксперт.

И все же, учитывая все проблемы оборонного комплекса, состоявшийся полет -- это успех российского авиапрома, добавляет главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, отставание России от США в авиации традиционно. «В ответ на F-16 мы сделали МиГ-29. После F-15 был изготовлен Су-27», -- приводит примеры Коротченко. «Тем более наверняка по американскому самолету работали спецслужбы, данные передавались российским конструкторам», -- предполагает эксперт.

Технические тонкости

Российский прототип -- это промежуточный вариант между американскими F-22 Raptor (тяжелый истребитель, предназначенный для американских ВВС) и F-35 (легкий истребитель, результат широкой международной кооперации). России надо стремиться к сотрудничеству с другими странами, считает Игорь Коротченко. Пока к российской разработке проявлен интерес со стороны Индии.

Сегодня в Комсомольске-на-Амуре была проверена сама конструкция и форма самолета. Пока на прототипе стоит двигатель под названием «изделие 117С» (относится к промежуточному поколению «4++»). «Двигатель пятого поколения разрабатывается, -- рассказал эксперт, -- и процесс этот очень дорогой, на разработку надо затратить около $3-4 млрд. Но это насущная необходимость, так как главная задача для самолета нового поколения -- это крейсерский сверхзвуковой полет».

На испытанном самолете не было нового радара. Современный радар с активной фазированной антенной решеткой для ПАК ФА разрабатывает НИИП им. Тихомирова. Новый радар позволит самолету вести воздушный бой на дальних расстояниях без визуального контакта, также возможна функция радиоэлектронного подавления. Новую систему вооружения для прототипа изготовляет корпорация «Тактическое ракетное вооружение». В ПАК ФА все оружие располагается в корпусе самолета.

Реалистичный срок для начала серийного выпуска российского самолета пятого поколения -- восемь-десять лет, считает Игорь Коротченко. «Необходима политическая воля, -- полагает собеседник Infox.ru. -- Если правительство будет финансировать программу так же, как оно поддерживает некоторых олигархов и банки, то реализация проекта возможна и в более короткие сроки».

Финансирование по 100%

В то же время на заседании президиума правительства в пятницу вице-премьер России Сергей Иванов уточнил, что первая партия истребителей уже в 2013 году поступит в Липецкий авиацентр для обучения летчиков. По его словам, финансирование работ ведется в полном объеме. «Финансирование по 100% каждый год. Я лично за этим слежу», -- сказал Иванов.

Реклама