Руководству Турции очень бы не хотелось вмешиваться в ливийский конфликт параллельно с проведением операции на севере Сирии, но Тайип Эрдоган оказался в безвыходной ситуации и в условиях цейтнота спешно ищет варианты.
Накануне Эрдоган заявил, что направит на рассмотрение парламента законопроект об отправке в Ливию военного контингента. Он спрогнозировал положительный отзыв депутатов, который может поступить уже 8-9 января. Затем Турция обратится к Правительству национального согласия в Ливии за разрешением ввести в страну военный контингент. Как только добро будет дано, Анкара развернет операцию против сил фельдмаршала Халифы Хафтара, из-за наступления которого под Триполи сложилась крайне опасная ситуация.
Эрдоган вынужден спешить
Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян объяснил спешные шаги Эрдогана по легитимации готовящегося вторжения в Ливию ростом угрозы марионеточному правительству (ПНС) со «стороны террористических группировок фельдмаршала Хафтара, которого активно поддерживают наемники из ряда стран».
Собственно, как таковой цели «завязнуть» в Ливии у Турции нет, а есть лишь задача ослабить группировки Хафтара. Как только это будет сделано, «вопрос о вторжении Турции может быть снят», подчеркнул Несмиян.
Он выдвинул гипотезу, согласно которой у Анкары есть «план Б» на случай, если навязываемую военную помощь ПНС не удастся согласовать Триполи. При таком сценарии может быть создана частная военная компания, и с помощью новой структуры Турция заполонит Ливию «ихтамнетами».
«Эрдоган очевидно в цейтноте, а потому времени на что-то менее очевидное у него нет. Он, конечно, пытается выторговать время, но скорее всего, ему придется отвечать на происходящее в Ливии», - пояснил Несмиян.
Что касается России, то с Москвой Эрдоган вряд ли будет что-то согласовывать, потому как «субъектность РФ в происходящих сейчас на севере Африки процессах практически нулевая», несмотря на слухи, будто бы в Ливии работают две тысячи российских наемников.
В заключение Несмиян еще раз подчеркнул, что Эрдоган категорически не желает войны на два фронта, но ливийский кризис «может очень серьезно подорвать позиции Турции». «Поэтому у Эрдогана пространство решений быстро сужается. Отсюда и его во многом суетливые действия», - подытожил эксперт.
Конфликт ПНС и Хафтара заложили 3 года назад
Востоковед Андрей Онтиков насчет обострения гражданского конфликта в Ливии предложил искать истоки происходящего в недалеком прошлом, когда под патронажем европейских государств в стране было создано так называемое Правительство национального согласия.
В интервью iReactor Онтиков напомнил, что ПНС создали в начале 2016 года, подписав Схиратское соглашение. По документу были определены обязанности исполнительных и законодательных органов в стране, а также сроки их мандата ПНС, ограниченные 48 месяцами. Срок истек в 2018 году, и сейчас ПНС под председательством Файеза Сарраджа является фактически нелегитимным.
того, с самого начала легитимность ПНС была неполной, так как структура не получила одобрения от ливийского парламента. Сейчас шансы на то, чтобы относительно мирно погасить противостояние, есть у спецпосланника генсека ООН по Ливии Гасана Саламе, который предполагает проведение некоторых изменений в Схиратском соглашении.
Есть также вероятность, что на предстоящей конференции в Берлине по Ливии будут приняты некие меры по легитимации ПНС или созданию нового правительства примирения. С другой стороны, поход Хафтара против террористов может закончиться успехом, и тогда страна встанет на путь к настоящему миру, резюмировал Онтиков.