Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

00:49
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Готовим к школе детей и родителей

Опубликовано
Текст:

У летних каникул есть два неприятных свойства. Во-первых, их всегда мало. А во-вторых, после них очень трудно снова влиться в школьный рабочий ритм.

Они не симулируют

Проблеме постканикулярной адаптации школьников детские психологи уделяют повышенное внимание. Говорит специалист детского центра развития, педагог-психолог, Виктория Пашинцева: «Возвращение из отпусков с детьми не стоит откладывать на последние числа августа. Режим необходимо перестраивать ради здоровья ребенка и для обеспечения душевного равновесия родителей уже в сентябре».

1 сентября школьники, от первоклашек до учащихся выпускных классов, отправятся в учебные заведения, и всем им придется испытать существенный стресс. Психологи говорят, что на адаптацию среднестатистического семилетнего ребенка, который впервые пошел в школу, уходит не менее полутора месяцев. С учетом городской специфики, проблем со сном у многих современных детей этот процесс может растянуться до ноября. Ученик, перешедший из младшей школы в 5-й класс, будет адаптироваться к условиям постоянного напряжения после лета в течение месяца. Старшеклассникам необходимо в среднем две-три недели, чтобы окончательно «отойти» от отпуска и попытаться втянуться в учебный процесс.

У школьников 5-6-х классов и старше адаптация проявляется чаще всего в виде психологических проблем. «Внимательные родители заметят, что подросток вдруг стал более замкнутым или, напротив, чересчур «разболтанным», «шумным». Взрослые дети могут испытывать проблемы со сном -- плохо засыпать и с еще большими трудностями просыпаться утром», -- рассказывает Виктория Пашинцева. Ученики начальных классов могут страдать от новых условий физически. Если за первоклассниками родители чаще всего пристально наблюдают по меньшей мере в первые недели новой школьной жизни, то учащиеся вторых-третьих классов нередко оказываются без внимания. Тем временем у подверженных стрессу детей нарушается сон, появляются головные боли, боли «напряжения» в животе, не связанные с погрешностями в диете. Виктория Пашинцева добавляет, что ребенок в первые недели учебы может становиться эмоционально лабильным -- он вдруг резко, с криком и слезами реагирует на самые пустяковые неприятности. Например, на развязавшийся по дороге в школу шнурок. Нередко нарушаются вкусовые пристрастия и аппетит.

Подобная картина не добавляет положительных эмоций родителям школьника. Домашние и рабочие проблемы повседневности дополняются стрессовой симптоматикой ребенка. В такой ситуации самое главное -- не поддаваться эмоциям. А лучше всего заранее минимизировать негатив.

Репетиция школьного года

Большинство школьных учителей не знают или не хотят замечать описанных адаптационных проблем. Хотя все опрошенные Infox.ru педагоги ближайшей районной школы признали, что как минимум неделю-две даже самые хорошие классы бывает непросто настроить на серьезную учебу. В первые дни заниматься бывает бесполезно. Но школьная программа рассчитана на работу непосредственно с момента начала учебного года, фактически 1 сентября школьники должны получить первые домашние задания, которые учителя проверят на следующем занятии. Комментирует Виктория Пашинцева: «Школа не считается с фактором адаптации, педагоги официально выходят из отпусков примерно за десять дней до начала занятий. Они к работе с 1 сентября готовы. Поэтому практически все мероприятия по подготовке ребенка к учебному году перекладываются на родителей».

Самое важное -- начать готовить ребенка к учебному режиму заранее. В идеале основные пункты распорядка детского дня не должны меняться и во время каникул. Ложиться не позднее 22 часов, вставать в районе 8 часов утра, не злоупотреблять телевизором и компьютером, гулять -- правила простые. Если ритм сбит, его надо восстановить. Делать это можно постепенно. К примеру, за пару недель до 1 сентября необходимо провести с ребенком беседу о том, что скоро ему надо будет идти в школу. Чтобы ему самому легче жилось с первого дня учебного года, имеет смысл пересмотреть дневной режим. Итогом должны стать: отказ от вечерних телепередач и компьютерных игр (их можно заменить на прогулки, спортивные занятия на улице), ритм засыпаний и подъемов волевым решением родителей смещается в сторону идеала в течение 7-10 дней. Неплохим сопровождением вышеописанной беседы может стать совместная поездка за школьной экипировкой. Обновленный гардероб и содержимое рюкзаков и портфелей настроит школьника на позитивный лад. Малышей можно готовить к школе игрой -- поставить дома парту, раскладывать книги, моделировать уроки. Для многих детей не будет лишним, если в последние две недели августа родители будут уделять час-полтора в день совместному повторению того, что было пройдено в прошлом году.

Разумеется, проведение всех этих мероприятий в лучшем виде не освобождает родителей от необходимости внимательно наблюдать за ребенком в первые недели учебного процесса. О состоянии и работоспособности младших необходимо справляться у их учителей. Как минимум раз в три дня. Так можно поймать стрессовые симптомы на ранней стадии и попытаться быстро их нейтрализовать, чтобы в дальнейшем ребенок был здоров и учился только на пятерки.

Россиян предупредили об опасных последствиях ОРВИ
Реклама