Допинговые скандалы и несчастные случаи заставили правительство России принять меры. Владимир Путин подписал постановление, благодаря которому Министерство спорта, туризма и молодежной политики больше не будет отвечать за здоровье спортсменов. Это решение спортивная общественность восприняло неоднозначно.
«Главная причина -- допинговые скандалы»
17 октября премьер-министр Владимир Путин подписал постановление под названием «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». Теперь Министерство спорта, туризма и молодежной политики больше не отвечает за организацию и проведение медико-санитарного, медико-биологического и медицинского обеспечения членов сборных России. Отныне за здоровьем спортсменов будут следить Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральное медико-биологическое агентство.
«Во все времена и во всем мире подобными вещами всегда занимаются только медицинские структуры. Врач, который оторван от медицины, изо дня в день не видит кардиограммы, изо дня в день не может сделать какую-нибудь блокаду, не занимается внутренними болезнями, тестированиями, постепенно теряет свою квалификацию. И через год, через два, через три точно он уже превращается в администратора», -- отметил руководитель научно-практического центра спортивной медицины Зураб Орджоникидзе.
«Никто не знает, что сейчас будет»
Конкретные шаги по реализации постановления № 812, которое с Министерством спорта даже не согласовывалось, пока еще не известны. Но, скорее всего, из Центра спортивной подготовки сборных команд России переведут всех врачей и массажистов.
«Честно говоря, когда мы узнали, то были довольно обескуражены. Это как-то так «вдруг» было объявлено -- нас просто поставили перед фактом, и все. Никто сейчас не знает, что делать. Что за этим последует, какие меры… Ведь под это постановление попадают и массажисты. Теперь массажисты должны вроде как иметь специальное медицинское образование -- или фельдшера, или медсестры», -- сказал Воронцов.
«К сожалению, в медицину полезли все кому не лень. Особенно в спортивную. Хотя у них нет никакого образования, просто считают, что это такая ниша, с которой можно получать дивиденды. Наконец-то наверху это все поняли, и решение было принято правильное», -- считает Орджоникидзе.
«Вряд ли постановление пойдет на пользу»
«Я думаю, что это постановление вряд ли пойдет на благо подготовки спортсменов к Олимпиаде. Ведь, к сожалению, оно вышло меньше чем за полгода до зимних Олимпийских игр в Ванкувере. Если бы это решение было принято хотя бы год назад, то было бы намного легче. Для того чтобы создать всю эту структуру, потребуется определенное время. Те врачи, которые работали в командах сборных, должны будут пройти переаттестацию на повышение квалификации. Остается только гадать, что нас ожидает. Сделать что-то на бумаге намного легче, чем претворить в жизнь», -- отметил главный тренер сборной России по плаванию.
«Я приведу простой пример. Недавно на чемпионате мира по гребле молодой спортсмен из Болгарии потерял сознание и упал в каноэ, которое могло легко перевернуться. И если бы эта лодочка перевернулась, тогда спасти спортсмена вряд ли бы успели. А потерял он сознание, потому что страдает эпилепсией. Кто его допустил к соревнованиям? Оказалось, что тренер, его отец. Вот если тренер-папа своего сына не жалеет, как же он пожалеет другого своего воспитанника? А тренеры ведь командуют врачами. До сих пор они могли оказывать давление на врачей команд. И хотели полностью забрать медицину под себя. Теперь все будет не так, - рассказал ведущий специалист Москвы по спортивной медицине. -- Может быть, изменится и система выбора врачебно-физкультурных учреждений, обеспечивающих спорт».
«Могут прийти люди, не знакомые со спецификой»
Одной из главных причин, почему было принято постановление, специалисты называют непрочное положение врача в команде. «В нашей стране врач не имеет права слова в команде. Он в очень тяжелом положении. Те врачи, которые полностью ушли в спорт, серьезно зависят от тренеров и спортивных акционеров. Скажут им сделать так -- они будут вынуждены сделать. А спорт ведь нужен для здоровья. Достижения, естественно, нужны, но мы, тем не менее, должны бороться за то, чтобы человек был здоров», -- сказал Орджоникидзе.
С постановлением связаны и другие опасения. «Могут прийти люди, которые совершенно не знакомы со спецификой спорта. Это огромная разница -- работать с простыми пациентами, и совсем другое дело -- работать со спортсменами высокого класса», -- отметил Воронцов.