Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:03
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Ливия – последний шанс

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Начало 2015 года не принесло Ливии спокойной жизни. Боевые действия продолжаются и в Триполи, и в Мисурате, и в Бенгази, и во всех остальных крупных городах средиземноморского побережья и внутренних провинций. Эти боевые действия неизбежно приводят к дальнейшей изоляции страны от всего остального мира.

Некоторые судоходные компании еще пытаются вывозить нефть из Ливии, хотя наиболее крупный нефтяной терминал в порту Сидр в районе так называемого ливийского «нефтяного полумесяца» закрыт с конца 2014 года из-за непрерывных обстрелов, которым подвергают этот район исламистские группировки. 5 января 2015 года греческий танкер, перевозивший 12600 тонн сырой нефти из небольшого порта был обстрелян ливийскими военными самолетами. В результате обстрела были убиты 27-летний греческий механик и румынский матрос. Такая опасная ситуация приведет к тому, что только самые отчаянные капитаны согласятся заходить в ливийские порты.

6 января 2015 последний иностранный авиаперевозчик - «Турецкие авиалинии» объявили о прекращении полетов в ливийский аэропорт Мисурату, а еще ранее самолеты перестали летать в Триполи, Бенгази и внутренний ливийский город Себху. Напоследок турецкие власти призвали всех оставшихся в Ливии своих граждан срочно покинуть эту страну.

Рост международной изоляции Ливии происходит на фоне отчаянных попыток наладить диалог между противоборствующими фронтами «Честь Ливии» и «Заря Ливии». Каждый из них имеет свой парламент и подчиненное ему правительство. Первый фронт - «Честь Ливии» - победил на выборах в июне 2014 г. и сформировал новый ливийский парламент, который ныне базируется на востоке страны в Тобруке и поддержан вооруженными силами бывшего генерала Халифы Хафтара. «Честь Ливии» декларирует, что борется против исламистов, которые ввергли Ливию в хаос за три года, прошедшие после так называемой революции 17 февраля 2011 г.

Второй фронт «Заря Ливии» был образован наиболее влиятельными исламистскими группировками летом 2014 года для борьбы с так называемой контрреволюцией, воплощением которой является генерал Хафтар. Благодаря поддержке «Зари Ливии» после июньских выборов прежний парламент - Всенародный Национальный конгресс (ВНК) заявил о своем отказе прекратить свою деятельность и продолжает работать в столице страны Триполи, который контролируют исламисты. Эти же силы заставили Конституционный суд Ливии признать незаконными июньские парламентские выборы и принять решение о роспуске Ливийского парламента, действующего в Тобруке. Тем не менее, международным признанием в арабском и остальном мире пользуется именно последний, поскольку ведущие зарубежные игроки на сцене ливийского политического театра не хотят себя запятнать связями с исламистскими организациями, которые, со всей очевидностью, так или иначе связаны с Исламским государством. Об этом свидетельствует, как минимум, недавний захват в Ливии 20 египетских христиан в заложники и убийство представителей немусульманских религий.

Между противоборствующими фронтами весь 2014 год шла война, а численность погибших в Ливии растет с каждым месяцем. Экономика страны находится на грани хаоса, поскольку добыча и продажа нефти – основного богатства Ливии – сократились в десятки раз, а все остальные отрасли экономики – энергетика, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство – полностью разрушены.

И все-таки главный ключ к урегулированию кризиса в Ливии находится в политической сфере. ООН, единственная международная организация, которая пытается еще что-либо предпринять в этом направлении. Ее посланник в Ливии Бернардино Леон отчаянно пытается наладить мирный диалог между двумя парламентами, но все предыдущие встречи и переговоры остались безрезультатными. Последний раунд диалога начался 15 января в Женеве несмотря на то, что председатель триполийского Всенародного Национального конгресса (ВНК) заявил о том, что не видит реальной почвы для переговоров. Тем не менее, в Женеву приехали несколько депутатов ВНК в качестве неофициальных участников. На словах представители обеих сторон политического конфликта выступают за сохранение единой и неделимой Ливии, построенной на демократических принципах, которые обеспечивают главенство закона и гарантируют соблюдение прав человека. Однако реальные действующие силы конфликта, в частности, боевые формирования фронта «Заря Ливии», заранее заявили, что не признают результаты переговоров в Женеве и не будут исполнять никакие договоренности.

Именно этим и объясняется пессимизм посланника ООН Бернардино Леона и его коллеги британского посредника в переговорах Джонатана Полла. В своем интервью по итогам первого раунда они заявили, что переговоры в Женеве являются последним шансом налаживания диалога, а провал переговоров между противоборствующими политическими органами власти приведет новому витку гражданской войны в Ливии. Естественно, что такое развитие событий, в свою очередь, создаст угрозу безопасности не только в самой Ливии, но и в соседних государствах, а также в Европе.

Одновременно с переговорами в Женеве в Каире состоялось срочное заседание совета министров иностранных дел Лиги арабских государств (ЛАГ), на котором была рассмотрена ситуация в Ливии. В итоговом коммюнике министры заявили о необходимости поддержать так называемые законные власти Ливии (парламент в Тобруке) с целью укрепления мира и стабильности в стране, называя политическое решение «единственно правильным и возможным способом урегулирования кризиса». Одновременно совет МИД ЛАГ призвал Совет Безопасности ООН отменить санкции о запрете поставок вооружений ливийской армии, принятые еще во времена Каддафи 27 февраля 2011 года. Единственным противником поддержки ливийских властей в Тобруке среди арабских стран выступает Катар, который более активно защищает сторонников исламистского движения не только в Ливии, но и в Египте.

Ситуация в Ливии вызывает все более широкую озабоченность политиков во всем мире. Для России эта страна остается также объектом интереса. По результатам визита Каддафи в Москву в 2008 году были подписаны соглашения о реализации совместных проектов в нефтедобывающей, энергетической, транспортной и других сферах на десятки миллиарды долларов. От ливийской революции 2011 г. Россия получила только убытки и, тем не менее, окончательно скидывать Ливию со счета своих международных связей не следует, поскольку международная дипломатия планируется на десятилетия, и в наших отношениях еще наступят положительные перемены.

Реклама