По мнению экспертов, российский лидер в очень сложной ситуации в Сирии и Южном Кавказе сумел умерить амбиции Анкары, и при этом сохранить дружбу с Эрдоганом.
Недавно в Турции задержали российских журналистов, и многим показалось, что за неимением других рычагов, Эрдоган решил отомстить Москве хотя бы вот, мелко и некрасиво.
Этот инцидент вот-вот был готов обернуться дипломатической войной Москвы и Анкары. Однако, россиян быстро освободили, что, по мнению экспертов, является следствием практически незамеченной внутри нашей страны важной внешнеполитической победы Кремля.
Перед явной угрозой турецкой экспансии в регины, которые традиционно «курировала» Россия, Кремль сумел погасить «османские мечты» Эрдогана.
И ведь странной была ситуация во время последней войны в Нагорном Карабахе. Сколько есть всяких критиков, которые ругают Россию, ее власти, лично Путина за агрессивную внешнюю политику.
А тут Баку с Ереваном рубятся по чем зря, а Кремль лишь наблюдает да советы дает. И даже когда стало известно, что турция прямо помогает Азербайджану, и тогда всеми ожидаемый российский десант не высадился в Карабахе.
Однако, Путин все сделал хитрей, умней. Одним махом и войну закончил, и отчасти амбиции Баку удовлетворил, и Анкару с носом оставил. И так и этак Эрдоган пытался протиснуть своих военных в стан российских миротворцев. Ничего не вышло. Пришлось расставлять посты на территории Азербайджана.
Да и в Сирии турки уже покинули несколько своих расположений. Особенно их отъезд стал массовым после того, как российские ВКС начали в пух и прах разбивать военные лагеря протурецких боевиков. Так что, и там инициатива Москвой перехвачена.
По большому счету, для незримого противостояния с Россией у Анкары осталась лишь одна площадка. Речь идет об Украине. Военный союз две страны заключили, о поставках вооружения для ВСУ договорились, громкие заявления непризнания Крыма российским сделали.
Но эту болтовню в Кремле даже и слушать не будут. Путин уже однажды сказал - тема принадлежности Крыма закрыта навсегда. По крайней мере, Москва говорить об этом ни с кем не станет. А если об этом хотят почесать языки между собой Киев и Анкара, да за бога ради. Никаких козырей и реальных рычагов у них нет. Так, болтовня одна.
А нашей дипломатии стоит отдать должное. Конечно, дружить с Эрдоганом нужно всегда осторожно. Себе на уме президент Турции. Тем не менее, это страна – член НАТО, которую мы подвинули в турции, подвинули в Южном Кавказе, и при этом остались друзьями-партнерами. А НАТО ничего и сделать не мог.
Ради справедливости стоит сказать, что Анкара сейчас в больших контрах чуть ли не со всем Западом, включая США и Францию. Но зато этой ситуацией Кремль успешно воспользовался.
И Анкару на место поставил, и новым врагом не обзавелся, и внутреннюю слабость Североатлантического альянса обнажил. В том смысле, что не все ладно в этом «королевстве», если член НАТО терпит «обиды» от Москвы, и при этом не просит помощи альянса и все также готов с РФ к сотрудничеству.
В общем-то, пытаться играть на противоречиях между Анкарой и прочими столицами стран НАТО Кремль начал еще несколько лет назад. И эти попытки казались обреченными на провал. Но Путин и здесь оказался прав.
Курс на периодическое ситуативное сближение друг с другом оказался выгоден и Турции, и России. В итоге две страны из противоборствующих лагерей и с претензиями на лидерство в одних и тех же регионах сумели найти общий язык.
Понятно, что в этих отношениях каждой из сторон хотелось быть ведущей, а не ведомой. Особенно Анкара старалась в Карабахе показать свою состоятельность.
А в итоге и для Еревана, и для Баку, и для той же Анкары главным и незаменимым партнером была и остается Москва.
Вполне вероятно, что именно этим обстоятельством и объясняется быстрое освобождение наших телевизионщиков. Турция не решилась омрачать этим мелким эпизодом двусторонние отношения с РФ.
Понятное дело, находясь в одной связке с таким политическим хищником, каким является Эрдоган, никогда нельзя впадать в состояние излишнего благодушия. Президент Турции никоим образом не считает, что Путин его «приручил». С точки зрения Анкары, это как раз Турция сумела «приручить» Россию и добиться от нее признания своих интересов.
Но именно в этом и заключается главная хитрость Кремля. Эту ситуацию можно сравнить с семьей, где один партнер думает, что он главный, но не замечает, что семья держится на другом супруге.