Во время конфликта в Нагорном Карабахе армянское руководство металось между Москвой и Западом, что не могло не насторожить российские власти.
Пока шла война, премьер-министр Армении Никол Пашинян кому только не отдавал роль главного спасителя. И к США политик взывал, и в Берлин звонил, и в Париж. А между этими звонками не раз разговаривал по телефону с нашим президентом.
Отсюда у Москвы может возникнуть резонный вопрос – насколько сейчас выгоден Ереван как союзник, и не подставит ли он нас в самый ответственный момент.
Например, что могла дать беседа глав МИД Армении и Азербайджана с госсекретарем США Майком Помпео, если каждому из министров воюющих стран тот уделил всего по полчаса? Чего можно достигнуть за столь короткое время, кроме желания Америки обозначить свое присутствие в карабахском конфликте?
Изначально многие эксперты считали, что мира в регине может добиться только Россия. Так оно и случилось. И даже, казалось бы, тяготеющий к Турции Азербайджан понял Владимира Путина с полуслова, когда тот предложил сторонам подписать мирный договор. А в Ереване начали делать вид, что их заставили это сделать, а мир в таком виде им якобы не выгоден.
Да, Армения потеряла часть Карабаха. Однако, мир Москва предлагала еще раньше, когда министры иностранных дел Армении и Азербайджана встречались в российской столице. И выполни тогда стороны все условия договора, Ереван сейчас бы остался при своих.
Конечно, за рубежом, особенно в Северной Америке, проживает большая и весьма влиятельная армянская диаспора. Не исключено, что именно она способствует тому, что Ереван так сильно тянет к Вашингтону. Но, по большому счету, кроме парочки проармянских заявлений Помпео ничем Запад Еревану в решение карабахского конфликта не помог.
Ах да, еще как-то член Палаты представителей Грейс Наполитано предложила признать независимость Нагорно-Карабахской республики, а группа конгрессменов во главе с Фрэнком Паллоне представила в нижнюю палату Конгресса соответствующую резолюцию. Но с учетом того, что сегодня у Соединенных Штатов своих проблем хватает, едва ли вопрос НКР будет главным на повестке дня.
Вообще немало говорится о том, что Никол Пашинян чуть ли не ставленник Джорджа Сороса и Запада. Оттого в его окружении так много откровенно антироссийских фигур. Поэтому отнюдь не удивляет, когда армянские власти, едва «припечет», тут же кидаются за помощью к США и прочим странам «того мира».
Например, Армен Саркисян, президент страны-члена ОДКБ, встречался в Брюсселе с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Правда, тут свою линию Саркисяну «выгнуть» не удалось.
Он предложил считать Турцию третьей стороной конфликта в Нагорном Карабахе из-за продажи Азербайджану беспилотников. Но Столтенберг ответил, что НАТО в этой войне не участвует, а все действия Анкары являются ее личной инициативой, не согласованной с альянсом.
Да и сам Пашинян по ходу конфликта постоянно метался в западном направлении, одновременно пытаясь втянуть Россию в войну. А когда это не удалось, в адрес Москвы полетели явные антироссийские реплики.
Да, есть такая организация - ОДКБ. И у ее участников есть друг перед другом определенные обязательства. Например, Россия должна защищать ту же Армению в случае военного нападения на него. Вникните в терминологию. Защищать Москва должна армян, если кто-то нападет на их территорию.
Но ведь фактически этого не было. И Армения и Азербайджан вели войну за НКР, территорию, которая де-юре не принадлежала ни одной из воюющих сторон. Соответственно и у России абсолютно не было поводов воевать за Армению против Азербайджана, чтобы помочь первым отстоять Нагорный Карабах.
Лишь после того, как в Кремле поняли, что обе стороны наплевали на первое московское соглашение о мире, за дело взялся сам российский президент. В итоге стороны не только удалось примирить, но и между ними были размещены наши миротворцы. Поскольку надежды на здравый смысл Еревана и Баку не особо было.
После этого в Ереване начались массовые протесты недовольных мирным соглашением, хотя Армения находилась в шаге от поражения в войне. Что же касается армянских властей и их откровенного заигрывания перед Западом, то в Кремле это явно возьмут на заметку.
Как минимум, при Пашиняне Армения оказалась тем другом, который еще вроде как и не вдруг, но уже близко к этому. А значит, и доверия к такому другу меньше, чем было когда-то…