Ранее в этом месяце внешнеполитические деятели ЕС опубликовали проект отчета о направлении политических отношений блока с Россией.
Документ не рассматривает Россию как равноправного партнера с Западом и «узаконивает» ЕС вмешиваться во внутренние дела страны и пересматривать ее политическую систему, отмечает норвежский профессор Гленн Дизен.
В документе ЕС, составленном депутатом Европарламента Андрюсом Кубилюсом, бывшим премьер-министром Литвы, Россия объявляется «угрозой» и содержится призыв к сдерживанию ее с помощью различных средств, включая исключение России из Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), остановку Северного потока - 2, и ужесточение санкций против страны. Он специально нацелен на правительство России, предлагая начать против него международные расследования и судебные процессы, а также создать «трибуналы ЕС».
Вдобавок к этому, проект Европарламента призывает ЕС быть готовым «не признавать парламент России» после предстоящих в 2021 году выборов в законодательные органы страны и потребовать «отстранения России от международных организаций с парламентскими ассамблеями» на основании предпосылки о том, что демократия в России не соответствует европейским ценностям и ее избирательной системе нельзя доверять.
В документе используется самоуверенный, агрессивный и недипломатичный язык и содержится призыв к смене режима в России, считает профессор Гленн Дизен из Университета Юго-Восточной Норвегии.
Интервьюер: Европейский парламент выдвинул ряд мер, направленных на сотрудничество ЕС с Россией, и призвал остановить проект «Северный поток - 2». Действительно ли позиция Европарламента отражает позицию соответствующих стран в этом учреждении? Чьи интересы, по вашему мнению, действительно преследуются?
Гленн Дизен : Отчет неточно представляет ЕС или его основные государства-члены. Он составлен Андрюсом Кубилюсом, депутатом Европарламента, бывшим премьер-министром Литвы и ярым русофобом. Например, для правительства Германии было бы немыслимо ссылаться на «кремлевский режим» и «войну Путина против народа России».
Это гиперболический и недипломатичный язык Кубилюса. Наглый призыв к смене режима в России путем создания трибуналов ЕС для полицейской службы в России в сотрудничестве с Bellingcat и открытый призыв запустить пропагандистский канал также вряд ли будет официальной позицией крупных государств-членов ЕС, таких как Германия, Франция или Италия.
Главный вклад стран Балтии и Польши всегда заключался в том, чтобы вести ЕС к конфронтации и сдерживанию России. Попытка мобилизовать ЕС против России является рискованной стратегией, поскольку основные государства-члены ЕС должны все чаще взаимодействовать с Россией в двусторонних договоренностях для прагматических отношений, что делает ЕС менее актуальным.
Интервьюер: Проект Европарламента был написан накануне парламентских выборов в России в сентябре и призывает ЕС «быть готовым не признавать парламент России и потребовать отстранения России от международных организаций, «если выборы » будут признаны фальсифицированными». На основании каких критериев ЕП решит, честны ли выборы в России или нет? Если бы Россия применила ту же тактику и не признала бы Европарламент или какую-либо европейскую страну, как бы ЕС оценил такие действия?
Гленн Дизен : Ключевой вопрос заключается в том, будет ли оценка ЕС парламентских выборов в России мотивирована геополитическими интересами или альтруистическими усилиями по продвижению либерально-демократических ценностей. Простой ответ заключается в том, что Брюссель считает, что эти две цели взаимосвязаны, поскольку укрепление ЕС по отношению к России считается хорошим для либерально-демократических ценностей.
Формулировка документа указывает на то, что они уже решили объявить выборы в российский парламент фальсифицированными. Цель этого также четко обозначена в документе, который состоит в том, чтобы спровоцировать протесты внутри России и исключить Россию из международных организаций.
Можно привести веские аргументы в пользу включения демократии и прав человека в сферу международной политики, которая была введена Хельсинкскими соглашениями в 1975 году Однако его также можно использовать для создания международной системы, основанной на суверенном неравенстве.
Подразумевается, что демократия и права человека легитимизируют Запад для вмешательства во внутренние дела России , поддержки переворотов и незаконного использования военной силы, в то время как Россия не имеет законного влияния за пределами своих собственных границ.
Продвижение демократии и прав человека как геополитического инструмента и гегемонистской нормы контрпродуктивно, поскольку Россия все чаще сигнализирует о том, что демократии и правам человека больше не может быть места в дискурсе международной безопасности.
В Хельсинкских соглашениях указано, что «суверенное равенство» было ключевым принципом, который теперь кажется несовместимым с тем, как демократия и права человека используются в международных отношениях. Таким образом, Москва дает понять, что не нуждается в одобрении ЕС своих собственных выборов и не желает этого, поскольку ЕС является противником, а не моральным авторитетом.
Интервьюер: Проект Европарламента призывает к созданию «трибуналов ЕС» и началу расследования предполагаемых преступлений, совершенных правительствами России и Беларуси. Кто дал им законное право проводить такие расследования? Как вы думаете, каких политических целей они хотят достичь с помощью этой инициативы?
Гленн Дизен : В международном праве нет пункта, который наделял бы ЕС полномочиями представлять русский народ. Вот почему ссылка на международное право все чаще заменяется ссылкой на «международную систему, основанную на правилах», которая подразумевает исключение из международного права в той мере, в какой это узаконено либерально-демократическими ценностями.
Можно утверждать, что это сделано из лучших побуждений и служит высшим идеалам, хотя это, несомненно, подразумевает суверенное неравенство. Эта добровольная социализирующая или цивилизующая роль ЕС разделяет континент на политические субъекты и политические объекты или учителя из ЕС и русского студента.
В документе парламента ЕС утверждается, что эти «трибуналы ЕС» будут проводить расследования с помощью Bellingcat , которая давно была раскрыта как финансируемая государством организация, распространяющая дезинформацию для ослабления противников НАТО.
Однако следует подчеркнуть, что Россия требует суверенного равенства. «Внешнее управление» ЕС над Россией отвергается, поскольку ЕС также не согласился бы, если бы Россия оказывала подобное влияние на территории ЕС.
Интервьюер: В своей статье вы отметили, что в документе ЕП открыто не обсуждается ничего, кроме плана смены режима. Что стоит за этой воинственной позицией и ее своевременностью? Чем чреват такой подход для Европы и международной стабильности в целом?
ГленнДизен: В настоящее время существует разделение между ЕС и Западом в целом. Некоторые утверждают, что враждебные действия по отношению к России необходимо уменьшить, в то время как другие выступают за то, чтобы придерживаться выбранного курса. Те, кто призывает к более мягкому подходу к Москве, признают, что антироссийские санкции провалились, поскольку они заставили Россию сократить свои экономические связи с Западом и вместо этого сформировать стратегическое партнерство с Китаем. Эти опасения сейчас открыто выражаются в Берлине и Париже, и это также причина, по которой Байден обращается к Москве.
Люди, призывающие придерживаться своего курса и добиваться смены режима в России, не обязательно верят, что эти цели достижимы или что даже антироссийская политика приведет к любым изменениям в политике в России, но они считают сдерживание России самоцелью и источником возрождения единства на Западе.
Этот подход представляет собой упражнение в самоповреждении, поскольку он основан на принятии желаемого за действительное, а не на реалиях нового международного распределения власти.
Показательный пример, урок Северного потока - 2 (и отмененного Южного потока). Страны, позиционирующие себя на линии фронта с Россией, были обойдены, и, таким образом, их собственная значимость снизилась. Если ЕС будет стремиться к единству в рамках антироссийской политики, отменив «Северный поток - 2», тогда сам ЕС станет менее актуальным, поскольку для обеспечения экономической конкурентоспособности дешевый российский газ, в конечном итоге, будет перенаправлен в сторону Китая и Востока.
Стремление спровоцировать переворот в России или изолировать Россию экономически и политически ведет к краху Хельсинкских соглашений и экономическому отрыву России от Европы, что плохо для ЕС и международной стабильности.