Скорость, с которой дети изучают язык различна у каждого ребёнка.
Некоторые дети демонстрируют быстрый рост словарного запаса прежде чем пойти в школу, в то время как другие учатся так медленно, что могут отставать от своих сверстников.
Такие дети наверстают упущенное, достигнув хорошего уровня владения языком к тому времени, когда они пойдут в школу. Но другие пойдут в школу в более невыгодном положении, войдя в систему образования, не имея возможности общаться. Эти дети обычно демонстрируют медленный языковой рост, чем их обеспеченные сверстники. Но самое главное, исследования показали, что этот разрыв увеличивается с возрастом.
Устные навыки являются предшественником грамотности, поэтому неудивительно, что у детей с ограниченными языковыми возможностями возникнут проблемы с чтением и письмом в классе. Эти проблемы могут иметь длительный характер — настолько, что они негативно и глубоко влияют на будущую академическую успеваемость.
Количество и качество
Показателем языкового развития является количество речи, которую дети слышат. Дети, говорящие на большем количестве языков, усваивают новые слова быстрее, нежели дети, которые слышат меньше слов.
Но недостаточно просто засыпать детей шквалом слов: качество слышимой речи тоже имеет значение. Дети, слушающие разнообразную, сложную и ориентированную на них речь (речь, ориентированная на детей), часто имеют больший словарный запас.
Наиболее последовательный вывод почему одни дети слышат большее количество речи, нежели другие, неразрывно связан с социально-экономическим статусом родителей. Исследователи обнаружили корреляцию между образованием матери, семейным доходом и профессиональным престижем.
Знаменательное исследование, проведенное в 1995 году американскими исследователями Бетти Хард и Тодд Рисли, показало, что к 36 месяцам дети из профессиональных семей слышали почти на 30 миллионов слов больше, чем дети из низкодоходных семей. У этих детей не только был большой словарный запас, они также лучше обучались грамматике и пониманию прочитанного в девять и десять лет. Результаты показали, что объем словарного запаса ребенка в раннем возрасте является убедительным показателем того, насколько хорошо он будет учиться в школе.
Но это еще не все плохие новости. Обладая точными знаниями о языковом развитии своего ребенка, родители могут изменить мир к лучшему. Разработка и внедрение мероприятий по обучению родителей тому, как важно разговаривать с их детьми в раннем возрасте, могут иметь драматические последствия для развития.
Например, когда родителей учат увеличивать частоту совместного чтения книг — читая вслух вместе с ребенком - и когда их учат применять определенные техники чтения, показано, что словарный запас их детей улучшается.
Объяснение родителям необходимости таких небольших изменений — это шаг в правильном направлении, но нам еще предстоит кое-что сделать, если мы хотим сократить разрыв в достижениях. Мы не знаем точно, почему различия между детьми и их домашней средой могут так сильно повлиять на их обучение речи. Но ясно одно: разговор с малышом имеет значение.