Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:25
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

YouDo: как создать агрегатор бытовых услуг и стать миллионером

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

YouDo – агрегатор услуг и поручений бытового характера. Сейчас у сервиса есть веб-версия и мобильное приложение, а начиналось все с сайта с дурацкими конкурсами.

Краткая справка

YouDo (ЮДу). Дата создания – 2012 год. Место расположения сервера – Москва. Ключевые фигуры – Денис Кутергин, Алексей Гидирим (оба – основатели). Официальный сайт – youdo.com.

История создания

Основатель сервиса YouDo Денис Сергеевич Кутергин планировал стать военным. После школы он по примеру старшего брата поступил в Голицынский военный институт ФСБ России (на факультет спецсвязи и информации).

Там уроженец Кирова, по его собственным словам, познакомился с интернетом. На четвертом курсе молодой человек понял, что служба его интересует куда меньше, чем интернет. Серьезным препятствием было то, что еще на втором курсе Денис подписал контракт на 9 лет службы. Расторгнуть его означалось вылететь из института и остаться без диплома.

Однако Кутергин рискнул и ушел из института. К этому моменту он уже познакомился с будущим партнером Алексеем Гидиримом, который тоже бросил вуз, недоучившись на финансиста. Гидирим старше на Кутергина на пять лет и к моменту их знакомства уже имел в активе успешные проекты.

Свой первый совместный проект партнеры запустили в 2009 году. Предшественник сервиса YouDo был сайтом для проведения онлайн-конкурсов. Некоторые из заданий были серьезными – придумать логотип или слоган, некоторые наоборот совсем нет – съесть на скорость лимон или прокатиться голым в общественном транспорте.

Позже стартап начал работать с компаниями, производящими товары повседневного спроса. По словам Кутергина, в конкурсе Nuts пользователи делали фото, как ели продукцию компании на фоне достопримечательности, за что получали призы от бренда. «У нас в то время весь офис был заставлен то конфетами, то чаем», – вспоминает Денис.

Даже с учетом таких задач через два года проект вышел на самоокупаемость, но Кутергину и Гидириму хотелось большего. Они понимали, что в том виде бизнес был трудномасштабируемым и крайне зависел от рекламного рынка.

Тогда создатели YouDo решили переориентировать бизнес на сферу агрегации предложений в сфере бытовых услуг (уборка, мелкий ремонт, курьерские услуги и проч.). Перед запуском первой версии проекта Денис и Алексей провели исследование рынка, чтобы выделить наиболее перспективные направления. Смена концепции обошлась партнерам в копеечку – они потратили свыше $1 млн.

На выбор идеи агрегатора предложений Дениса подтолкнула ситуация из личной жизни: он съезжал со съемной квартиры и решил заказать генеральную уборку, оставив предложение на доске объявлений. Звонков было много, а как выбирать, непонятно, тогда-то и возникла идея запустить сервис, который бы помогал находить специалистов с проверенными данными и реальными отзывами.

Расширение проекта

В интервью конца 2012 года Кутергин отмечал, что в компании работало в тот момент 16 человек, самыми большими отделами были – технический и верификации. Внешнего финансирования тогда не было, все зарплаты платились основателями проекта из собственного кармана и из прибыли (в те времена сервис YouDo брал 10% комиссии с каждой сделки при среднем чеке в 760 рублей).

Поначалу сервис брал предоплату за заказ, переводя деньги исполнителям на онлайн-кошельки, но потом от этой идеи отказались. По словам Кутергина, это было связано с тем, что к Алексею и Денису пришли сотрудники ФНС. Налоговики сообщили, что фирма попадает под определение налогового агента и обязана платить налоги за исполнителей, хотя те и не являются ее сотрудниками.

После отмены оплаты через сайт сервис потерял довольно большое число заказчиков. Однако позже компания запустила создание функции «Сделка без риска», когда заказчик может оплачивать услуги онлайн. Смысл функции в том, что стоимость задания списывается с банковской карты заказчика, если заказ выполнен, деньги уходят исполнителю, если нет – возвращаются заказчику.

По словам Кутергина, через полгода после создания проекта была поставлена задача выйти на 100 заказов в день к концу 2012-го. Эту задачу удалось не только выполнить, но и перевыполнить: к озвученному сроку компания вышла на показатель 200 заказов в день, а за прошедшие 8 месяцев (с апреля) было выполнено около 9 тыс. заданий.

Уже в августе 2015-го сервис обрабатывал 2 тыс. заданий в день, а база верифицированных специалистов на YouDo перевалила за 50 тыс. человек (база пользователей – свыше 500 тыс.). Как позже рассказывал Кутергин, в стартапе сделали ставку на сарафанное радио. «Мы верили, что хороший продукт и сервис сможет сам себя продвигать», – отмечал он.

По словам Кутергина, расширению проекта помогла тщательная верификация исполнителей. Сначала с желающим общаются по телефону, потом приглашают в офис, где проверяют документы и общаются лично. «Около 60% отсеиваются уже на уровне заявки», – рассказывал создатель сервиса. А еще 50% отсеиваются уже на этапе собеседования, добавил Денис.

Постепенно растущим стартапом заинтересовались на предмет сотрудничества крупные компании. Одним из первых партнеров стала «Афиша», которая попросила найти 60 человек для проведения «Пикника «Афиши».

Другим примером сотрудничества крупной компании с перспективным сервисом стал совместный проект с ВТБ24. Еще одним партнером стал «Промсвязьбанк», для которого сервис нашел курьеров, осуществляющих доставку подарочных карточек банка.

Огромным плюсом для компании стало то, что уже осенью 2012 года было запущено мобильное приложение YouDo. Оно работало как на платформе iOS, так и Android.

Постепенно сервис стал выходить за пределы Москвы. В начале марта 2013-го он заработал в Санкт-Петербурге. Еще через 4,5 года YouDo стал доступен в Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

А уже в 2020 году сервис запустил платформу, чтобы юрлица смогли заказать услуги у самозанятых россиян. Ранее в компании тестировали подобную новинку для индивидуальных предпринимателей, но это направление успешным не стало.

Привлечение инвестиций

Уже на второй год существования стартапа Кутергину и Гидириму удалось привлечь первые инвестиции. На $1 млн в проект вложился инвестфонд Flint Capital. Кутергин и Гидирим постоянно подчеркивают, что сами они не ходили к инвесторам, наоборот, именно инвесторы первыми пришли к предпринимателям.

Следующим инвестором собирался стать «Яндекс». Российский гигант, как пишет Википедия, сам намеревался запустить конкурирующий сервис – «Яндекс.Мастер». Предполагалось, что «Яндекс» купит долю проекта и получит право выкупить 100% в течение трех лет, но в компании в итоге закрыли свой сервис, а от сделки со стартапом отказались.

Вместо «Яндекса» новыми инвесторами стали фонды UCP и Сергей Солонин (CEO Qiwi), часть акций также купили фонд Flint Capital и сам Гидирим. Третий инвестраунд на $6,2 млн был закрыт летом 2016-го. Главным инвестором выступил фонд Sistema Venture Capital (структура, аффилированная с АФК «Система»). Тогда Гидирим заявил, что привлеченные средства пойдут на запуск в городах-миллионниках России и развертывание проекта за пределами страны.

Но самой крупной сделкой стало соглашение с МТС в рамках четвертого раунда. Сотовый оператор инвестировал $12 млн, всего в ходе раунда было привлечено $17 млн.

Конкуренты и аналоги

Сам по себе сервис от Кутергина и Гидирима, с точки зрения мирового опыта не уникален. В США действует компания TaskRabbit, запустившаяся в 2008 году и предоставляющая услуги в 52 городах Штатов, Канады и Великобритании. Еще одним проектом был HomeJoy, просуществовавший с 2010 года по 2015-й и также работавший в США, Соединенном Королевстве и Канаде.

Говоря в 2012 году о возможном выходе на иностранные рынки, Кутергин отметил, что компания пока туда не стремится. Он рассказал, что его партнер Гидирим протестировал зарубежные сервисы на себе – уехал в Лондон на неделю, в течение которой делал заказы через TaskRabbit и HomeJoy.

Работа исполнителей, которых привлекли конкуренты, Гидерима разочаровала. Нанятый работник мог просто не приехать, а задания выполнялись не на уровне. «Мы за такие жалобы обычно сразу баним», – прокомментировал ситуацию Кутергин. Однако если в 2012-м создатели сервиса были настроены настороженно, то с 2018 году задания на YouDo доступны в любой точке мира.

Среди конкурентов YouDo – Profi.ru, Яндекс.Услуги и Workzilla. Наиболее крупный из них – первый (по данным сайта, он присутствует более чем в 1 тыс. городов), созданный в 2014 году.

Однако в интервью 2019 года Кутергин отмечал, что его не волнуют крупные игроки. По его словам, главный конкурент их проекта – объявления на столбах и подъездах и в почтовых ящиках. Для них выгоднее, чем агрегаторы типа YouDo, сетует предприниматель.

Как работает YouDo

Чтобы разместить задание на YouDo, необходимо зарегистрироваться и заполнить профиль. Имеет смысл заполнять его подробно, чтобы у исполнителя было больше доверия к клиенту (личные данные сервис все равно не показывает работникам, только телефон).

Чем точнее сформулирована задача, тем проще найти исполнителя с наименьшей ценой, поскольку откликов на заявку больше. Минус в кратком описании задачи еще и в том, что исполнители начнут задавать уточняющие вопросы в комментариях и есть шанс потратить больше времени, чем при составлении подробного задания.

Несколько советов по работе с исполнителями:

  • Заказывая услугу, не стоит соглашаться на первое же предложение взяться за работу. В некоторых сферах можно подождать и выбрать наиболее понравившееся.
  • Лучше не иметь дело с перекупщиками, которые порой даже не скрываются.
  • При выборе из поступивших предложений имеет смысл ориентироваться не на рейтинги, а на отзывы и цену. Иногда попадаются отзывы с указаниями проблем и нормальными оценками.
  • Перед выполнением заказа стоит уточнить важные детали – время, телефон, адрес и финальную стоимость (некоторые исполнители отдельно оценивают «расходники»).
  • Прежде чем расстаться с деньгами, важно убедиться, что работа сделана на уровне, платить надо только после завершения работы, лучше обходиться без предоплаты на «расходники», у мастера стоит уточнить, как ему удобнее получить оплату – наличными или переводом на карту.
  • После выполнения работы стоит оставить отзыв на YouDo об исполнителе, чтобы последующим заказчикам было проще ориентироваться.

Критика сервиса

В 2016 году компания перешла на новую систему оказания услуг. Если до этого работник выплачивал комиссию в размере 15% с выполненного задания, то теперь ряд заданий стал доступен без уплаты комиссии, но с фиксированной ценой за оставленное на него предложение.

Критика в адрес компании была связана с тем, что исполнители стали терять деньги, откликаясь на вакансию. Еще одним моментом, вызывавшим недовольство, стало отключение комментариев к заказам. Теперь исполнителям стало сложнее иметь дело с заявками с нечеткими требованиями.

Семейную ипотеку захотели давать матерям-одиночкам
Реклама