«Манк»: сюжет, актерский состав, биография режиссера, саундтрек, бокс-офис, десять номинаций на «Оскар» и шесть на «Золотой глобус».
Краткая справка
«Манк» (Mank). Мировая премьера – 13 ноября 2020 года. Дата выхода в цифровом формате – 4 декабря 2020, Netflix. Режиссер – Дэвид Финчер (David Fincher).
Сюжет
В центре сюжета картины – фигура голливудского сценариста Германа Дж. Манкевича, страдающего алкоголизмом. Несмотря на свою пагубную привычку он получает заказы, и одним из заказчиков становится режиссер Орсон Уэллс.
Манкевич пишет сценарий фильма «Гражданин Кейн», в котором заглавный герой оказывается чрезвычайно похож на медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста. Сам Герман знаком с ним еще с 30-х благодаря звезде немого кино Мэрион Дэвис, которая является любовницей миллиардера.
Продюсер Джон Хаусман недоволен сценарием Германа, а брат Германа Джозеф, впоследствии двукратный обладатель «Оскара», испытывает опасения, что тот может вывести из себя самого Херста. Для самого Германа ситуация выглядит попроще, так как у него есть договоренность, что его имя не будет упомянуто в титрах.
Орсон Уэллс, на которого давит Херст, пытается договориться со сценаристом о правках, предлагая выкупить право на изменения. Однако тот от денег отказывается и просит внести его имя в титры. Уэллс нехотя соглашается на это и отказывается от правок, что впоследствии обернется для обоих сценарным «Оскаром».
Производственный процесс
Сценарий «Манка» Джек Финчер, отец Дэвида, написал еще в середине 90-х. Джек разделял точку зрения кинокритика Полины Кейл, что режиссер Орсон Уэллс не заслуживает права значит соавтором сценария (эта точка зрения была высказана Кейл еще в эссе для New Yorker «Выращивая Кейна» в начале 70-х).
Вопрос об авторстве сценария «Гражданина Кейна» затронул и самого Финчера, но режиссер ответил, что его мало волнует этот момент, и он не собирался превращать ленту в третейский суд. По его словам, ему было интересно снять кино о человеке, который отказался поначалу фигурировать в титрах, но позже передумал.
Взяться за съемки байопика о Германе Дж. Манкевиче Финчер был намерен еще в конце 90-х после выхода триллера «Игра». На главную роль планировался Кевин Спейси, снимавшийся у Дэвида в триллере «Семь» в роли маньяка, а образ Мэрион Джонс должна была воплотить Джоди Фостер. Однако в тот раз проект не взлетел, еще и потому, что режиссер настаивал на черно-белом цвете.
К идее о съемках Дэвид вернулся более 20 лет после первой попытки. К этому моменту же давно был мертв его отец Джек (он скончался в 2003-м), а Киноакадемия успела показать, что черно-белое кино даже может выиграть «Оскар» (в феврале 2012 года награды удостоилась романтическая комедия Мишеля Хазанавичуса «Артист» о Голливуде 20-х).
К работе над «Манком» Дэвид Финчер привлек проверенных людей. Художник-постановщик Дональд Грэм Берт до этого помогал делать «Зодиака», «Загадочную историю Бенджамина Баттона», «Социальную сеть», «Девушку с татуировкой дракона» и «Исчезнувшую». В четырех из пяти последних картин Финчера был занят и монтажер Кирк Бакстер. Трент Резнор и Аттикус Росс писали музыку к трем последним лентам Дэвида, а вот с Эриком Мессершмидтом Финчер пересекался, работая над сериалом «Охотник за разумом».
Начавшиеся в ноябре 2019-го съемки «Манка» завершились 4 февраля 2020 года, растянувшись почти на 100 дней. Основным местом был Лос-Анджелес, но также лента снималась в калифорнийском Викторвилле.
Имея достойный бюджет ($25 млн), режиссер позволял себе добиваться необходимого путем множества дублей. Так сцена с участием пьяного Манкевича переснималась 100 раз, так что Гэри Олдмен в интервью не стеснялся на проклятия в адрес Дэвида. Однако больше не повезло Аманде Сейфрид, у одной из сцен с ее участием было и вовсе 200 дублей, так что сама актриса вспомнила про «День сурка».
Заморочились и дизайнер костюмов с художником-постановщиком. Триш Саммервилл и Дональд Грэм Бёрт применяли на своих iPhone фильтры «Нуар» и «Моно», чтобы понять, как костюмы будут выглядеть в черно-белом цвете. Чтобы познакомиться со стилем 30-х, Триш потратила много времени, изучая фотографии тех лет.
Продюсерами картины выступили Сиан Чаффин, который сотрудничал с Финчером, начиная с «Игры», Эрик Рот, адаптировавший в сценарий «Загадочную историю Бенджамина Баттона», и Дуглас Урбански.
Трейлер «Манка» вышел на YouTube-канале сервиса Netflix 21 октября 2020 года.
Актерский состав
В отличие от довольно камерных «Минари», «Звука металла» и «Земли кочевников» творение Финчера задействовало множество актеров. Главная роль – сценариста Германа Дж. Манкевича досталась Гари Олдману, звезду немого кино Мэрион Дэвис сыграла Аманда Сейфрид, Орсона Уэллса, режиссера «Гражданина Кейна», на экране воплотил Том Берк, а роль продюсера Ирвинга Тальберга исполнил Фердинанд Кингсли.
В остальных ролях снялись Бил Най, Моника Госсман, Чарльз Дэнс, Лили Коллинз, Джозеф Кросс, Джейми Макшейн, Таппенс Мидлтон, Тоби Леонард Мур, Том Пельфри, Ливэн Рамбин, Сэм Тротон, Джефф Хармс и Арлисс Ховард.
Саундтрек
Для записи саундтрека к «Манку» Трент Резнор и Аттикус Росс отказались от фирменного синти-попа, который ранее использовался в «Социальной сети», «Девушке с татуировкой дракона» и «Исчезнувшей», а использовали аутентичные инструменты 40-х годов.
Свой отпечаток наложила и пандемия коронавируса, из-за которой свои партии Тренту и Аттикусу приходилось записывать удаленно. Всего в саундтрек вошли 52 композиции общей длиной 1 час 32 минуты. Однако есть и расширенная версия на 87 композиций и длиной свыше трех часов.
Дэвид Финчер
К началу съемок «Манка» за плечами уроженца Денвера, штат Колорадо, был десяток картин и свыше 50 видеоклипов. Сам режиссер имел славу довольно смелого человека, не боящегося экспериментов.
Среди его работ были триллеры «Семь», «Игра» и «Комната страха», экранизации Чака Паланика («Бойцовский клуб»), Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда («Загадочная история Бенджамина Баттона») и Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона»), байопик «Зодиак» о поисках одноименного маньяка» и не менее биографическая «Социальная сеть» о создателе Facebook Марке Цукерберге.
Какие-то из фильмов Финчера были коммерчески успешны, какие-то претендовали на престижные награды (за «Социальную сеть» режиссер» получил «Золотой глобус» и «Сезар»).
Полностью биографию знаменитого режиссера можно прочитать здесь.
Бокс-офис
В прокат фильм «Манк» вышел 13 ноября 2020 года. По данным IndieWire, в свой первый уикенд лента собрала чуть больше $22 тыс., будучи показанной в 75 кинотеатрах.
Англоязычная Википедия указывает, что при бюджете в $25 млн бокс-офис составил свыше $122 тыс., тогда как сайт Кинопоиск утверждает, что сборы были еще меньше, не дотянув даже до $83,5 тыс.
Не особенно зашло и с цифровым релизом. В день выхода на Netflix «Манк» сумел еле-еле вползти в топ-10 по просмотрам. Издание IndieWire отметило, что картина «не привлекла внимания как другие оригинальные фильмы Netflix».
Отзывы
На Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг 83% со средней оценкой 7,6/10. На портале Metacritic лента имеет средневзвешенный рейтинг 79 из 100.
Эрик Кон в своем отзыве для IndieWire присвоил ленте рейтинг «B+» и написал, что «какую бы похвалу Манкевич ни заслужил благодаря «Гражданину Кейну», замечательный фильм Финчера является убедительным аргументом в пользу признания дальновидности, лежащей в основе его концепции».
В своей рецензии для Los Angeles Times Джастин Чанг отметил, что «Манк требует вашего повышенного внимания. Фильм приятно сбивает с толку, иногда выступая едкой комедией, а иногда флиртуя с кошмарами экспрессионистов, как в сцене, когда темный силуэт Уэллса нависает над прикованным к постели Манком».
Оуэн Глейберман из Variety похвалил саму постановку и дизайн костюмов, подчеркнув, что «Манк – это рассказ о Старом Голливуде. По его словам, он пронизан духом Старого Голливуда – его гламуром и подлостью, его коррумпированностью и славой – «больше, чем любой другой фильм, который вы видели».
Питер Трэверс в своем обзоре для ABC News спел фильму хвалебную оду. По его словам, «Манк – самый великолепный фильм, который вы когда-либо видели». Он выделил черно-белый снимок Эрика Мессершмидта, костюмы от Триш Саммервилл, за которые стоит умереть, и аутентичный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса. Критик заметил, что «Манк» возвращает вас на 80 лет назад, так как будто вы именно тогда купили билет.
Крайне позитивно высказался о «Манке» и Антон Долин. По его мнению, режиссер собирает разрозненные сценки в единое интимное и одновременно фундаментальное полотно. Долин замечает, что картина трансформируется в глубокий и безнадежный эпос о сути творческого компромисса, в котором конформист-сценарист превращается в трагическую фигуру.
Позитивно высказался о «Манке» и Станислав Зельвенский. Он подчеркнул, что лента достойна уважения как политическое высказывание, хороша как портрет поднимающегося над собственными несовершенствами творческого человека, но вдобавок это еще и язвительный, смешной фильм.
Однако не все рецензенты настроены столь оптимистично. Джейсон Бейли из The Playlist поставил фильму оценку «C+», назвав его «великолепно смонтированным, но в конечном итоге далеким от биографичности фильмом». Игнатий Вишневецкий из The A.V. Club назвал фильм «вполне обычным явлением», отметив, что частично фильм имеет признаки ленты с типичными приманками для кинонаград.
Номинации на «Оскар»
15 марта 2021 года Киноакадемия назвала номинантов на «Оскар». Фильм «Манк» Дэвида Финчера получил 10 номинаций. Это рекорд для 93-й церемонии. Из пятерки главных номинаций лента была представлена в трех.
Картина Финчера получила следующие номинации:
- Лучший фильм
- Режиссура
- Главная мужская роль
- Женская роль второго плана
- Музыка к фильму
- Операторская работа
- Работа художника
- Дизайн костюмов
- Звук
- Грим и прически.
За главную статуэтку «Манк» сражался с драмами «Звук металла», «Земля кочевников», «Иуда и черный мессия», «Минари», «Отец» и «Суд над чикагской семеркой», а также триллером «Девушка, подающая надежды».
Среди тех, кто боролся за режиссерский «Оскар», Дэвид Финчер – один из двух самых опытных номинантов. За его плечами десяток фильмов, он уже дважды номинировался на награду от Киноакадемии – то ли дело Эмиральд Феннел, для которой «Девушка, подающая надежды» – полноценный режиссерский дебют. Да и Хлоя Чжао («Земля кочевников») и Ли Айзек Чун («Минари») на двоих сняли меньше, чем один Финчер. Другое дело – датчанин Томас Винтерберг, у него в фильмографии 17 картин, среди которых «Торжество», «Дорогая Венди» и «Курск». Однако в успех комедии «Еще по одной» букмекеры верили мало (и правильно делали).
На «Оскар» лучшему актеру претендовал британец Гэри Олдмен, сыгравший самого Манкевича. У него уже есть «Оскар» (в 2018 году за образ Уинстона Черчилля в «Темных временах»), как и у другого сына Британии Энтони Хопкинса, номинированного с ролью в «Отце» (у британца за Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят»). Другими номинантами были Риз Ахмед, сыгравший глохнущего ударника в «Звуке металла», южнокореец Стивен Юн («Минари») и уже скончавшийся Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»), которого называли главным фаворитом.
За «Оскар» лучшей актрисе второго плана с Амандой Сейфрид, сыгравшей Мэрион Джонс, боролись южнокорейская артистка Юн Еджон («Минари»), Гленн Клоуз («Элегия Хиллбилли»), Оливия Колман («Отец»), а также Мария Бакалова – первая болгарка, номинированная на «Оскар» (за продолжение «Бората»).
Операторская работа Эрика Мессершмидта также была отмечена номинацией. Мессершмидт за приз боролся с Шоном Боббитом («Иуда и черный мессия»), Дариушем Вольски («Новости со всего света»), Федоном Парамайклом («Суд над Чикагской семеркой») и Джошуа Джеймсом Ричардсом («Земля кочевников»).
Тренту Резнору и Аттикусу Россу, уже давно сотрудничающим с Финчером и даже взявшим «Оскар» за «Социальную сеть», в борьбе за «музыкальную» статуэтку противостояли Теренс Бланшар («Пятеро одной крови»), Эмиль Моссери («Минари») и Джеймс Ньютон Ховард («Новости со всего света»), а также... Трент Резнор и Аттикус Росс. Дело в том, что участники Nine Inch Nails еще написали музыку и к мультфильму «Душа».
Дуэту из постановщика Дональда Грэма Бёрта и декоратора Джен Паскаль противостояли дуэты, работавшие над «Отцом», «Новостями со всего света» и «Доводом» (да, нашумевший фильм Кристофера Нолана получил только второстепенные номинации), а также трио из «Ма Рейни: Мать блюза».
Что до дизайна костюмов, то Триш Саммервиль соперничала с Александрой Бирн («Эмма»), Энн Рот («Ма Рейни: Мать блюза»), Бина Дайгелер («Мулан») и Массимо Кантини Паррини («Пиноккио»).
За премию за лучший звук с группой звукорежиссеров, работавших над «Манком», боролись их коллеги, трудившиеся над «Грейхаундом», «Душой», «Звуком металла» и «Новостями со всего света».
Гримеры Кимберли Спитери и Джиджи Уильямс за свою статуэтку сражались с коллегами, работавшими над «Ма Рейни: Мать блюза», «Пиноккио», «Элегией Хиллбилли» и «Эммой».
При десяти номинациях выиграны были только две статуэтки. Мессершмидт получил операторский «Оскар», а Дональд Грэм Бёрт (постановщик) и Джен Паскаль (декоратор) получили награду за лучшую работу художника.
Номинации на «Золотой глобус»
У ленты также было шесть номинации на «Золотой глобус», считающийся второй по значимости американской кинонаградой.
Вот их список:
- Лучший фильм – драма
- Мужская роль – драма
- Актриса второго плана
- Режиссура
- Сценарий
- Музыка.
При шести номинациях фильм Финчера «Манк» не получил ни одного «Глобуса». Главный «Глобус» достался «Земле кочевников», а Хлоя Чжао взяла награду за режиссуру, обойдя Дэвида Финчера. Отец Дэвида Джек Финчер не получил посмертную статуэтку, так как в гонке сценаристов его опередил Аарон Соркин («Суд над Чикагской семеркой»), а вот Гэри Олдмен уступил приз покойному Чедвику Боузману («Ма Рейни: Мать блюза»). Аманду Сейфрид же обошла Джоди Фостер с байопиком «Мавританец».
Картина не получила «Глобус» даже за лучшую музыку. Трент Резнор и Аттикус Росс без награды не остались, но статуэтку получили за свою работу для мультфильма «Душа».