Знаменитые советские артисты познакомились еще в середине пятидесятых годов прошлого века.
Актерская дружба
Говорят, что нет ничего крепче мужской дружбы. Но ее можно разрушить всего несколькими обидными словами, как это в свое время удалось легендарному актеру и режиссеру Олегу Ефремову.
Их многолетней дружбе с Евгением Евстигнеевым по-хорошему завидовали, тем более, когда даже Ефремов стал режиссером и художественным руководителем будущего «Современника», их отношения не были отношениями начальника и подчиненного.
Их знакомство состоялось еще в середине далеких пятидесятых годов прошлого века. Это действительно была дружба не только актеров, но и двух мужчин. При этом каждый из них считал друг другу большим талантом.
И по этой причине и по причине дружбы Ефремов после создания собственной «Студии молодых актеров» тут же позвал туда Евстигнеева.
Для того это был рискованный шаг – срываться с насиженного места в неизвестный театр с неясными перспективами. Но Евстигнеев откликнулся на просьбу друга, которому нудны были имена в его детище. И не пожалел.
Во-первых, сам театр начал развиваться и набирать популярность, позднее превратившись в легендарный «Современник». Во-вторых, Ефремов без оглядки отдавал другу Евстигнееву все главные роли, и тот играл их на все сто.
Пять роковых слов
В 1970 году в жизни Олега Ефремова началась абсолютно новая веха. Его пригласили в легендарный МХАТ, куда новоявленный худрук тут же начал зазывать тех, с кем он работал давно.
Евстигнеев получил приглашение одним из первых и без всяких раздумий согласился, хотя сниматься с насиженного места было достаточно рискованно.
К тому же в то время артист уже активно снимался в кино и, после прихода в МХАТ ему в буквально смысле пришлось разрываться между театром и кинематографом.
В 1980 году Евгений Евстигнеев пережил инфаркт из-за повышенной нагрузки и перенапряжения. Понятно, что какое-то время он не мог работать в прежнем ритме.
Поэтому Евстигнеев попросил Ефремова пока не задействовать его хотя бы в ряде спектаклей или найти ему замену. Временно, пока он полностью не восстановится.
Но славившийся своей жесткостью и принципиальностью на месте художественного руководителя Ефремов отказал Евстигнееву в просьбе, несмотря на дружбу.
Более того, он сказал фразу, которая положила конец дружбе, длившейся три десятилетия: «Если не можешь – уходи на пенсию!».
Это было обидно и, наверное, все-таки несправедливо и к другу и просто к артисту, который до этого «пахал» за двоих, а то и за троих.
Как вспоминал потом сам Евстигнеев, он не стал затевать ссору с Ефремовым. Он просто положил на стол заявление об уходе и тихо ушел. Ни извинений, ни новых предложений от бывшего теперь уже друга он так и не дождался.
В 1986 году актер пережил второй инфаркт, но и после этого еще немало снимался в кино, несмотря на то, что сердечко продолжало пошаливать.
Не стало Евгения Евстигнеева в начале марта 1992 года после очередного приступа. Хотя было великолепному артисту всего шестьдесят пять.