Вокруг смерти известных людей всегда рождаются многочисленные легенды. Уход из жизни главного чекиста СССР Юрия Андропова не был исключением.
След КГБ в покушении на Папу Римского
Версий вокруг смерти Андропова было действительно, хоть отбавляй. Но большинство из них казались внутренней борьбы за власть среди представителей советской политической элиты.
Тем не менее, в свое время на Западе была весьма популярна версия причастности к этой смерти руководства католической церкви.
Якобы Андропова отравили медленно действующим ядом нанятые Ватиканом люди, и опять же якобы у католической церкви были на то свои причины.
Чтобы попытаться понять их, нужно вернуться в 1981 году. Тогда, 13 мая турецкий террорист Мехмет Али Агджа совершил покушение на Папу Римского Иоанна Павла II на Святого Петра в Риме.
Вместе с понтификом пострадали и несколько случайных прохожих, но Иоанн выжил. Самого террориста схватили прямо на месте преступления.
В ходе допросов всплыло возможное участие болгарских спецслужб, от которых в те времена до КГБ было рукой подать.
Подтверждения этой версии не нашлось, но, как и сегодня, в те времена «руку Кремля» видели везде и всюду, а СССР, как и сейчас Россия, даже без видимой вины всегда и во всем был виноватым.
Легенда о католиках-отравителях
Как утверждает Рой Медведев, автор книги «Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов», никаких даже мало-мальски косвенных улик насчет причастности к покушению на Папу Римского советских спецслужб и тогдашнего Председателя КГБ Юрия Андропова обнаружено не было.
Однако, версия все равно прижилась, став одним из козырей для раздувания Западом очередного витка истерии в отношении «империи зла» - СССР.
Масла в огонь добавила то ли вымышленная, то ли реальная попытка отравить террориста Мехмета Али Агджу прямо в стенах тюрьмы Ребибиа.
Ну, а когда Юрий Андропов, к тому времени уже генсек, скончался в 1984 году, тема с отравлением бумерангом прилетела уже к Ватикану.
Теперь начали говорить, что это руководство католической церкви, считавшее Андропова едва ли не главным своим врагом, и отравление Мехмета заказало, и к смерти советского лидера руку приложило. Мол, так Ватикан мстил за угрозы в свой адрес и покушение на Папу Римского.
В связи с этим даже делались отсылки в средневековье, где церковь широко использовала яды для избавления от своих врагов.
Что касается версии с Андроповым, к которому было очень непросто подобраться, исследователи ссылались на некие источники, согласно которым Ватикан мог обратиться за помощью к польскому движению сопротивления, которое якобы сумело внедрить в ряды врачей, обслуживавших Андропова, своего человека.
Тот во время осмотра или проведения процедуры и ввел генсеку яд, который добил и без того ослабленный болезнями организм политика..
Что было, того не было?
С чего, собственно, начали появляться все эти версии и по какой причине Андропова и Ватикан можно было называть врагами?
Здесь стоит отметить, что главной тревогой советских спецслужб всегда были те зарубежные организации, которые могли иметь влияние на сознание миллионов людей.
Ватикан был как раз такой организацией. И понтифик Иоанн Павел II очень умело использовал пропаганду церковную, от которой до пропаганды с политической подоплекой было совсем ничего.
Понятно, что КГБ изучал деятельность пантифика и искал возможности повлиять на его растущую популярность.
Но то, что КГБ стоял за Мехметом Али Агджи, никаких фактов е было. Лишь высосанная из пальца и лихо раскрученная версия за авторством Запада.
Да и дальнейшая судьба самого террориста вызывает больше вопросов, чем ответов. Например, как-то уж слишком Папа Римский простил преступника и даже просил его помиловать.
Во-вторых, отсидев многие годы сначала в Италии, а затем в Турции, примерно десять лет назад Агджи издал мемуары, в которых назвал себя запутавшимся юношей, который совершил ошибку по собственной глупости. И никаких спецслужб за его спиной якобы не маячило.
Мало того, Агджа заявлял о желаниях обратиться в католичество и обосноваться на родине Иоанна Павла II, которого к тому времени уже называл своим другом.
В общем, враги стали друзьями, а в совершенных когда-то преступлениях никто оказался не виноват. Только осадочек остался. Ведь такая была гладкая версия…