Штрафные подразделения, появившиеся в Красной армии летом 1942 года, внесли немалый вклад в общую победу над врагом.
Откуда взялись штрафники
Большинство штрафных рот и батальонов формировались из военнослужащих, нарушивших закон или совершивших незначительные проступки.
Но некоторые батальоны штрафников формировали исключительно из офицеров, побывавших в плену. Одно из таких подразделений, воевавших под «крылом» Рокоссовского, стало легендой и страшным сном для немцев.
Считается, что появились первые штрафные подразделения с легкой руки Сталина в Годы Великой Отечественной. Однако, настоящим инициатором их появления стал Лев Троцкий еще в 1919 году.
Так что, когда Иосиф Виссарионович спустя два с лишним десятилетия подписывал знаменитый приказ №227, известный как «Ни шагу назад», возможно его бывший враг Троцкий как раз и пришел ему на память.
Согласно сталинскому приказу, подразделения штрафников предписывалось использовать на самых горячих и опасных рубежах. Поэтому не удивительно, там в среднем выживал лишь каждый пятый штрафник.
Шансы на выживание у штрафников действительно были мизерными. И если кто-то все-таки возвращался из сурового боя живым, да еще проявил смелость и героизм, его нередко переводили в обычные части, восстанавливая в звании и должности, и возвращая награды.
«Банда Рокоссовского»
Штрафные подразделения нередко гибли целиком или почти полностью, после чего выживших вливали в другие такие же отряды. О подвигах и реальных делах многих из них доподлинно известно мало. Но вот об отдельном штрафном батальоне №8 ходили целые легенды.
В его состав входили исключительно опытные офицеры, побывавшие в плену или как-то еще нарушившие закон. Они набирались под присмотром Рокососвского и воевали в его же армии, отличаясь неимоверным героизмом, стойкостью и упорством.
Этот батальон настолько смело и даже нагло вел себя в бою, что немцы прозвали его «бандой Рокосовского». При этом, в отличие от других штрафных подразделений, штрафбат №8 редко прикрывали заградотряды.
Более того, с учетом специфики отдельных заданий батальон зачастую держали в отдалении от других частей, сохраняя некую секретность.
Этот секретный отряд героически проявил себя в Курской битве и в других больших известных сражениях. О наглости, умении и даже жестокости разжалованных офицеров «банды Рокоссовского» слухи доходили до немцев.
И бывало, что они в ужасе оставляли позиции без боя, узнав, что на них брошен штрафбат №8. Хотя потери штрафников все равно были огромными.
Герои с подручными средствами
Ходили слухи, что ответственные за те или иные штрафные подразделения должностные лица неохотно награждали штрафников и не слишком часто возвращали им их воинские права.
А вот Рокоссовский наоборот часто отмечал своих «подшефных», восстанавливая всех в правах, возвращая на прежние должности и награждая отличившихся в бою.
Он знал, что все по делу. Знал и о том, какой ужас его штрафбат №8 наводил на немцев. Атаки советских воинов пугали своим безумием, когда немецкому стрелковому оружию противопоставлялись кулаки, саперные лопаты и любые подручные средства.
Штрафники лавиной прокатывались по позициям, не щадя ни себя, ни неприятеля. Отличилась «банда Рокоссовского» во время сражения за Синявинские высоты в боях под Ленинградом в 1943 г.
Один из бойцов, Владимир Ермак, завершил разведывательную операцию, закрыв собой амбразуру фашистского дзота. Посмертно ему было присвоено звание «Герой Советского Союза». Но о нем история чаще всего умалчивает, предпочитая афишировать исключительно подвиг Александра Матросова.
Очень сильно штрафники Рокоссовского помогли и ы форсировании Днепра при наступлении. Это была вообще тяжелейшая операция с большим количеством потерь.
А штрафникам вообще пришлось сооружать для себя плавсредства из подручных средств – бревен, досок и даже связках камыша. Многие потом просто утонули, многие погибли под ураганным огнем немцев.
Но задачу выйти на тот берег штрафники выполнили одними из первых и даже сумели оттеснить врага вглубь на своей части территории.
Ордена для «смертников»
Непосредственный участник боевых действий, трижды побывавший в штрафных батальонах, писатель и историк А.В. Пыльцын посвятил «Банде Рокоссовского» целую книгу «Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина».
Он писал, что под началом Рокоссовского гибло штрафников не меньше, чем в других частях. И не ко всем военноначальник относился по-отечески. За трусость и малодушие карал безбожно, но за героизм награждал наравне с другими бойцами.
При этом есть свидетельства того, что после жестоких боев военачальник приходил пообщаться не только к бойцам обычных подразделений, но и в штрафбат. И награждал отличившихся в сражениях точно также, как других красноармейцев.
Сколько и какие на самом деле подвиги совершили бойцы штрафбата №8, мы целиком и полностью, скорее всего, никогда не узнаем.
Некоторые задания в тыл врага были секретными, к тому же время было такое, когда потерь зачастую не считали, идя к победе под лозунгом «мы за ценой не постоим»
Тем не менее, доподлинно известно, что «банда Рокоссовского» отличилась отличились в боях под Жлобином, Брестом, в ходе Висло-Одерской операции и в сражениях за Кенигсберг и Нарвский плацдарм, и закончила войну под стенами Рейхстага.