Олимпиада 1980 года в Москве, даже несмотря на бойкот Запада, должна была продемонстрировать миру возможности СССР по приему больших состязаний.
Не ударить в грязь лицом
СССР при всех раскладах должен был не только провести Олимпиаду на должном уровне, но и заставить иностранцев другими глазами взглянуть на страну советов, которой граждан разных стран пугали с детства.
При подготовке к состязаниям были задействованы буквально все структуры – от рядовых дружинников доя суровых спецслужб. Более того, было решено негласно привлечь к обеспечению правопорядка в олимпийской москве даже местных криминальных авторитетов.
Понятно, что всю «шушеру» вроде пьяниц, тунеядцев, мелких воришек и так далее, которые могли испортить впечатление о столице игр, из Москвы заранее вывезли за «сто первый километр».
Однако, с контингентом посерьезней так поступать было опасно. Это могло спровоцировать настоящую «бучу» в криминальной среде.
Но и оставить иностранных гостей на растерзание многочисленным московским ворам, грабителям и мошенниками советские власти позволить себе не могли.
Непростое решение
Руководство КГБ и МВД совместно приняло очень трудное решение: пойти на сделку с королями преступного мира ради спокойствия на Играх. На встречу с людьми в больших погонах авторитетов приглашали весьма своеобразно.
Ранним утром 10 июля 1980 года, за девять дней до старта Олимпиады, московская милиция начинала масштабную облаву на «законников».
Кого-то из авторитетов хватают прямо на улице, кого-то вытаскивают прямо из теплых постелей. В итоге к середине дня в СИЗО оказались сразу двадцать семь «законников», которые уже было решили, что им собираются «шить» новое дело.
Но никто не вызывал их на допрос, никто ничего им не говорил. Авторитеты пребывали в недоумении до тех пор, пока нескольких самых влиятельных из них не забрали и не привезли в центр Москвы, в здание Министерства внутренних дел на улице Огарева в центре Москвы.
«Законников» провели в большой, богато обставленный кабинет, и вскоре перед ними появились сам министр МВД СССР - всесильный Николай Щелоков и его первый заместитель, а по совместительству зять Генсека Леонида Брежнева Юрий Чурбанов.
За их спинами молчаливо маячили высокопоставленные сотрудники КГБ в штатском и несколько партийных чиновников. Такой делегации впору встречать какого-нибудь большого иностранного политика у трапа самолета. Но сегодня встреча была с теми людьми, против которых фактически была направлена их деятельность.
Ударили по рукам
«Законники» тут же сообразили, что им предстоит стать участниками чего-то более необычного, чем банальный допрос с пристрастием.
И в самом деле Щелоков вместе с Чурбановым открытым текстом предложили криминальным авторитетам сделку: воры обеспечивают порядок в столице во время Игр, а власти на это время забывают б их существовании и не лезут в их повседневный криминальный бизнес.
Конечно, ворам договариваться с государствами не по понятиям. Но «законники» понимали, что если они пойдут в отказ, тут же последуют самые жесткие репрессии. Поэтому соглашение было достигнуто, стороны ударили по рукам.
Очень быстро все столичные «злодеи», работающие на «земле», получили установку от своих «паханов» о том, что в период Олимипады в городе запрещается воровать, грабить и совершать прочие преступления.
И стоит сказать, что московская Олимпиада не зря вошла в историю, как самая спокойная и безопасная. Количество преступлений, особенно уличных, в этот период было минимальным.