Министра культуры СССР Екатерину Фурцеву называли повелительницей судеб советских артистов. И многие из этих судеб были сломаны всесильной чиновницей.
Хочу казню, хочу помилую
Фурцева была «главнокомандующим изящных искусств» в период с 1960-го по 1974-й годы. Став у руля министерства культуры, эта маленькая, но очень жесткая женщина получила огромную власть над актерами, певцами, художниками и писателями. Очень многие были благодарны ей за помощь. Но не меньше тех, кого бросало в дрожь лишь при одном упоминании ее имени.
Некоторые исследователи считают Фурцеву талантливым руководителем и отличным организатором. Однако, зведных судеб, которые она сломала одним лишь «щелчком пальца» столько, что стоит, пожалуй, говорить о ее неоднозначности.
В одном материале всех артистов, попавших в «черный список» главы советского Минкульта, конечное же, перечислить невозможно. Поэтому сегодня мы расскажем о трех звездах советской эстрады, которых «посчастливилось» стать врагом могущественной «Екатерины Великой».
Тамара Миансарова: ревность к чужой красоте
В шестидесятые годы прошлого века певица Тамара Миансарова была суперпопулярна. Её хиты «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Летки-енки» знали наизусть миллионы поклонников.
Исполнительница пользовалась благосклонностью властей, поэтому она была одна из немногих советских артистов, кому разрешалось часто выступать за границей, в том числе, на самых международных музыкальных конкурсах фестивалях.
Однако, такое всеобщее обожание красивой певицы сильно раздражало министра культуры Фурцеву. Между ними не было явных конфликтов, поэтому исследователи склонны говорить о том, что со стороны чиновницы это была банальная женская ревность к чужой молодости, красоте и успеху.
Известно, что Фурцева приложила руку к тому, что Миансарову стали все реже ставить в эфиры радио и ТВ, урезали количество концертов. Потом в советских газетах началась настоящая травля певицы, которой ставился в вину чуждый народу репертуар, который включал в себя немало иностранных композиций.
Власть Фурцевой была настолько сильна, что даже Политбюро не вмешивалось в дела ее ведомства. Поэтому Миансарова, осознав, что в Москве им двоим не ужиться, уехала в Донецк, подальше от глаз чиновницы.
И там всеобщая любимица, которая собирала полные залы по всему миру, трудилась в самой обычной областной филармонии. В Москву эта великолепная артистка вернулась лишь в восьмидесятых, когда пик ее популярности уже давно прошел.
Клавдия Шульженко: враг номер один
В то время, когда Фурцеву только-только поставили у руля Минкульта, Шульженко уже была звездой. Прошедшая блокаду певица, имевшая к тому же сильный характер и привычку резать правду-матку, не глядя на авторитеты, она сразу не понравилась Фурцевой.
Однажды чиновница вызвала артистку на «ковер», чтобы обсудить ее репертуар, Шульженко в привычном для себя духе резко ответила министру, что со своим репертуаром она разберется сама. И после этого певица стала для чиновницы личным врагом.
По приказу Фурцевой на Шульженко начали собирать «компромат», а потом все это превращалось в злые газетные фельетоны и «разоблачительные» статьи. Но и это не сломало певицу, она как пела, так и продолжала петь то, что считала нужным.
Вражда Фурцевой и Шульженко продолжалась много лет, и стала публичной. Доходило до того, что на сборных концертах, когда объявляли выход Шульженко, чиновница поднималась с места и демонстративно выходила из зала. А когда объявляли другого артиста, возвращалась.
Фурцева лично вычеркнула певицу из списка получение квартир в одной из элитных сталинских высоток в Москве. А потом постаралась, чтобы исполнительнице назначали мизерную пенсию.
Этот ад для замечательной певицы закончился лишь после того, как к власти в стране пришел Леонид Брежнев. Шульженко была одной из его самых любимых исполнительниц, поэтому с его легкой руки карьера Клавдии Ивановны обрела по-настоящему второе дыхание.
Аида Ведищева: спасение за океаном
Эта певица имела не только сильный и красивый голос, но и обладала не по-советски яркой внешностью. Впрочем, у Фурцевой этой яркости было свое название - «вульгарщина». Вообще, судя по всему, красивые и успешные женщины вызывали у чиновницы откровенную неприязнь.
Но «черную метку» от всесильной чиновницы Ведищева получила после своего выступления на конкурсе в польском Сопоте в 1968 году. Тогда в Чехословакию вошли советский танки, чтобы подавить антиправительственный мятеж, и в связи с этим в некоторых восточноевропейских странах в то время проявлялись антисоветские настроения.
Фурцева приказала выступавшей в Сопоте Ведищевой демонстративно покинуть конкурс, но певица отказалась. Она вышла на сцену и встречали овациями, в том числе и те, кто недавно выкрикивал антисоветские лозунги.
Такое непослушание Фурцева исполнительнице не простила. Для Ведищевой начался настоящий ад. Ее концерты запрещались без всякого обоснования, записи размагничивались, пластинки изымались из магазинов. А когда исполнительница записала знаменитую песню «Помоги мне» для комедии «Бриллиантовая рука», ее назвали «пошлой певичкой».
Не выдержав тотальной травли, Аида Ведищева распрощалась со своей родиной, навсегда уехав в Америку. Там певице пришлось начинать карьеру с нуля. Но она смогла это сделать и добилась большого признания.