Арест самого молодого сенатора Совфеда прямо в зале заседаний стал если не сенсацией, то близко к тому.
Рауфа Арашукова именуют газовым принцем – его отец возглавлял региональное отделение «Межрегионгаза» в Ставрополье. Настоящий политический вундеркинд – семнадцатилетний депутат городской думы, двадцатидвухлетний республиканский министр, тридцатилетний сенатор.
Слухи о том, что он может быть причастен к организации резонансных убийств в Карачаево-Черкесии, ходили и раньше. Теперь это подтвердит или опровергнет суд. Помимо прочего, сенатор Арашуков подозревается также в организации преступного сообщества.
Отцы и дети
Про таких, как Рауф, говорят, что с золотой ложкой в зубах родился. Ложка, правда, поначалу казалась бракованной – мальчик появился на свет 23 июня 1986 года, а уже в 1987-м превратился в сына судимого по экономической статье.
Его отец, Рауль Арашуков, был человеком предприимчивым, но в какой-то момент то ли потерял осторожность, то ли просто не повезло. Его приговорили к двум с половиной годам лишения свободы за то, что он присвоил себе пять тонн подсолнечника по подложным документам.
К счастью, до падения СССР уже оставалось немного времени, и «экономические» судимости никого уже не смущали. После 1991 года Арашуков переключился на газовую отрасль и в ней преуспел. Он возглавлял филиалы ООО «Межрегионгаз» в южных регионах, а потом стал депутатом Народного собрания Карачаево-Черкесской республики, совмещая законотворческую деятельность с должностью советника гендиректора «Газпром межрегионгаза».
Всего в семье Арашуковых пятеро детей. Однако самым выдающимся, безусловно, стал Рауф.
Недоучка с высшим образованием?
В СМИ Арашукова-старшего нередко именовали газовым королем Ставрополья, и хотя это королевство в масштабах страны было не отнюдь не самым большим, на достойную жизнь хватало.
Сын судимого в младенчестве, теперь Рауф рос в семье влиятельного бизнесмена. Поговаривают, что учебой в школе мальчик себя не утруждал, покинув учебное заведение в шестом классе. Однако официальная биография этого не подтверждает. В ней сказано, что Рауф – выпускник Ставропольского государственного университета, а чтобы поступить туда, ему нужен был аттестат о среднем образовании.
На работу, согласно той же биографии, юноша вышел в 16 лет. Он стал техником первой категории отдела по развитию производства ООО «Ставропольрегионгаз». Уже в следующем году он поднялся до заместителя начальника отдела инвестиций и имущественных отношений ООО «Ставропольская региональная компания по реализации газа», а потом стал депутатом городской думы.
Всю эту бурную деятельность он совмещал с учебой в вузе, в который поступил все в те же 16 лет. В семье предпринимателя вырос настоящий вундеркинд, не иначе. Явление в России не столь частое, как талантливые жены-бизнесмены у губернаторов, но тоже встречается.
Политик-вундеркинд
Надо отдать Рауфу должное – в отличие от многих представителей золотой молодежи юноша не стал прожигать жизнь, тратя отцовские деньги. Уже в молодости он начал строить собственную карьеру, и не в какой-нибудь там компании, пусть и отцовской, или в молодежных организациях, а сразу в серьезной политике.
В 2004 году Рауф стал депутатом городской думы Ставрополя. Выборы состоялись 4 июля, молодому дарованию едва-едва стукнуло 18. Чем он очаровал сограждан, которые за него проголосовали, точно неизвестно, однако факт остается фактом – Арашуков-младший получил мандат. Он стал членом постоянной комиссии гордумы по собственности.
А в 2008 полномочия Арашукова прекратились досрочно. Бывший президент КЧР Мустафа Батдыев назначил двадцатидвухлетнего Рауфа министром труда и социального развития. За какие заслуги, опять-таки история умалчивае – в гордуме вундеркинд входил в комиссию по собственности и никакого касательства к решению социальных вопросов не имел.
Молодой да ранний
Первое пребывание Арашукова в правительстве КЧР оказалось непродолжительным. Назначили Рауфа в апреле, а уже в октябре перевели в помощники – правда, главы республики. Наверное, ему юноша как человек понравился…
Однако и это длилось недолго. Начинающему политику подобрали местечко поскромнее. Через месяц ушел в отставку глава Хабезского муниципального района, и Рауфа назначили на его место.
1 марта следующего, 2009 года состоялись выборы. И вновь проявилось обаяние молодого Арашукова – за него проголосовали 98,5 процента избирателей!
Даже странно, что с такими данными он не стал баллотироваться сразу в Госдуму – видимо, пока обаяние действовало избирательно, на отдельно взятых территориях.
Главой района Арашуков проработал год, а затем получил мандат депутата Народного собрания Карачаево-Черкесии – в ходе дополнительных выборов. А также должность первого заместителя директора филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» КЧР. Ему было 24 года.
Молодой да ранний: версия 2.0
Не стоит думать, что карьера Арашукова складывалась безоблачно. Несмотря на папу… то есть на выдающиеся дарования, случались и у Рауфа сбои.
В марте 2011 года он триумфально вернулся в правительство КЧР – республику как раз возглавил Рашид Темрезов. Арашукова назначили первым заместителем председателя правительства, а также главой управления федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесии.
На этот раз попытка оказалась более удачной. В правительстве Арашуков пробыл три года – а потом что-то случилось.
В 2014 карьера молодого, если не сказать юного, политика пошла по кругу – он опять вернулся в уже знакомый Хабезский район, где возглавил администрацию. А 13 сентября 2015 года в ходе дополнительных выборов избран депутатом Совета Хабезского муниципального района.
Возможно, столь резкий крен был связан с подозрениями, что Арашуков – не сын, а отец – решил «подсидеть» Рашида Темрезова и посадить Рауфа на его место. Не вышло.
Самый молодой сенатор
В 2016 году судьба (или Рашид Темрезов?) к Рауфу вновь подобрела. Он отправился в Москву – сенатором от Карачаево-Черкесии. В 30 лет он стал самым молодым членом верхней палаты парламента.
Арашуков переехал в Москву и, кажется, вполне был этим доволен. На посту сенатора он, правда, ничем особым не прославился, но зато и не прогремел какими-либо резонансными «запретительными» законами, как коллега по Совфеду Андрей Клишас. Как говорится, и на том спасибо.
Зато тусовался со звездами шоу-бизнеса, а для его жены, Аиды Арашуковой, переезд в столицу и вовсе был очень желателен – она по профессии дизайнер и стала одной из московских светских львиц.
Скандальные слухи
В 2017 году в СМИ появилась информация о том, что у Рауфа Арашукова якобы имеется вид на жительство в Объединенных Арабских Эмиратах, а согласно законодательству, в этом случае он не может быть членом Совета Федерации или депутатом Государственной думы.
В Совфеде сообщили, что провели проверку и информация не подтвердилась. Однако осенью 2018 года стало известно, что в ОАЭ на российского сенатора завели уголовное дело. Его заподозрили в фальсификации вида на жительства.
Были и куда более серьезные подозрения. В Карачаево-Черкесии ходили упорные слухи, что Арашуков-младший якобы причастен к двум громким убийствам. В 2010 году застрелили лидера молодежного крыла «Адыге-Хасэ» Аслана Жукова и советника президента КЧР Фраля Шебзухова. Расследование по этим делам в республике практически не велось. «Влияние клана Арашуковых было безгранично», - пояснил председатель молодежного парламента карачаевского движения «Адыгэ Хасэ» Тимур Жужуев.
Зато, как выяснилось много позже, резонансными преступлениями заинтересовались в следственном комитете России.
Встреча с собственной тенью
Осенью 2018 года стало известно, что в организации убийства Аслана Жукова обвинили мужа сестры Рауфа Камиллы, главу «Ставропольгоргаза» Руслана Агоева (у девушки оказался глаз-алмаз, разглядела же она в охраннике брата будущего талантливого топ-менеджера!). Агоев благоразумно уехал из страны – кажется, в те же Объединенные арабские эмираты.
Как считают следователи СКР, покинуть любимую родину собирался и сам сенатор. Но что-то не сложилось, и 30 января его арестовали, можно сказать, прямо на работе – на выходе из Совета Федерации. До этого на заседании верхней палаты парламента его лишили депутатской неприкосновенности. Рауф собирался покинуть зал, но его остановила Матвиенко, сказав, что он имеет право взять слово и дать объяснения. Сенатор от КЧР этим правом не воспользовался.
В тот же день в Санкт-Петербурге, в одном из офисов «Газпрома», задержали и Арашукова-старшего, его подозревают в многомиллионных хищениях природного газа.
Как поясняют следователи, в деле есть множество эпизодов. В числе прочего Арашуковых подозревают в организации преступного сообщества, где Рауф отвечал за силовые акции и политическое прикрытие.
И если это так, что Рауф – куда более серьезная фигура, чем казалось, и не просто папенькин сынок. И даже, можно сказать, вундеркинд. Только не в политике, а в криминале.