Согласно отчетам из регионов, из 1261 строительного проекта, проблемными являются 842 объекта. Данные о замороженных стройках по состоянию на 1 апреля текущего года регионалы предоставили руководителю отрасли Владимиру Якушеву.
И, к сожалению, такая удручающая статистика не является первоапрельской шуткой. Тогда стоит ли удивляться, что призывы, как можно быстрее остановить маховик долевого строительства, звучат из коридоров власти все настойчивей и настойчивей? И, похоже, дни российской долевки уже сочтены.
Тем не менее, сложно представить картину, что из-за нетрезвого поселкового электрика, несколько раз свалившегося с фонарного столба, правление села постановляет этот столб ликвидировать, а электричество упразднить. Считаете такой сценарий бредовым? А разве не являются абсурдными призывы отменить долевое участие? Тогда давайте заодно запретим и автомобили, аргументируя свое решение большим количеством ДТП. Нет, «обманутые дольщики» - это, конечно, плохо. Девелоперы-жулики – еще хуже. Но причем здесь долевое строительство?! И столб с электричеством в чем провинились, если электрик ушел в затяжной запой и совершенно недееспособен?
Впервые такой механизм финансирования строительства появился в России во второй половине 90-х, после того, как государство полностью отвернулось от строительной отрасли. Сановитым мужам в «период первоначального накопления капитала» было совершенно не до нее – по всей стране широкой поступью шагала приватизация, а наука, медицина и строительство, требующие дотаций и серьезных вложений, оказались не в фаворе.
И, тем не менее, некие предприимчивые люди, взяв на вооружение опыт аргентинских коллег, решили продолжать строить. Но только уже не за счет бюджетных вливаний, а на деньги конечных потребителей – обычных российских граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Позже они стали называться дольщиками, а сам механизм финансирования – долевым строительством. Вот, собственно, и вся схема. И ничего сложного в ней нет. Государство инициативу заметило, снисходительно пожало плечами и махнуло на строителей рукой – развлекайтесь, не до вас нынче.
Но не даром же существует такое выражение «что русскому хорошо, то немцу смерть»?! Это только где-нибудь в далекой Аргентине все может происходить культурно, тихо и шито-крыто. А вот Россия – страна сплошных комбинаторов, контрастов и соблазнов. Или, проще говоря, воровства. Поэтому через некоторое время на строительном рынке «не заржавели» появиться и «обманутые дольщики с «дырами» в девелоперских компаниях. А, если кто-то еще не в курсе, то «дыра» - это, когда девелопер, собрав условных 10 рублей, тратит из ник 6, а куда деваются остальные 4, никто не знает. Причем, девелопер «мамой клянется», что пропасть деньги у него никак не могли. Но пропали. Вот именно такой он, загадочный, но очень предсказуемый российский девелопмент. Бермудский треугольник и рядом с ним не стоял!
Долгое время на всех уровнях власти «обманутых дольщиков» старались не замечать, старательно делая вид, что проблема высосана из пальца. Но вот беда – «обманутых» становилось все больше и больше, и не замечать такую напасть чиновникам становилось все сложнее и сложнее. И с этим нужно было что-то решать. Сегодня уже нет смысла напоминать сколько раз подвергался законодательной шлифовке многострадальный 214-ФЗ в виде очередных поправок и редакций. И, тем не менее, «столб» в итоге все-равно решили утилизировать, а электричество упразднить. Вот и все. Нет долевого строительства – нет и «обманутых дольщиков». Мудро!
Но интересно, как видят этот процесс сановитые мужи с законодателями? Как?! Затея с запретом долевого строительства очень похожа на попытку выключить Солнце. Впрочем, не исключено, что законотворцы действительно решили переписать половину ГК РФ, упразднив не только весь институт инвестирования, но и вычеркнув из делового оборота акции, ПИФы, кооперативы, сертификаты, вексели и механизм залога с ипотекой. А заодно и свободу договора и намерений, дарованных каждому российскому гражданину вышеупомянутым ГК. Кто (и как) сможет запретить гражданину кредитовать чей-то бизнес или проект? Кто ему запретит покупать акции и другие ценные бумаги? Эксперты в области права в ответ на этот вопросы только пожимают плечами и ехидно улыбаются. А девелоперы в свою очередь придумывают хитроумные схемы, как они будут обходить все запреты.
Есть в этой всей истории и еще одни участники. Это простые российские граждане, всегда охочие влезть в какую-нибудь заманчивую авантюру. А, если там еще и дополнительную скидку дадут, то они еще и в очередь встанут. Вот с ними-то как быть? В штанины что ли им вцепляться и оттаскивать?
Разговаривал недавно с одной дамой из числа «обманутых дольщиков»... Дама «купила» квартиру по схеме ЖСК у печально известного СУ 155. Причем сделала свой выбор в тот период, когда в медиа-пространстве уже вовсю обсуждали неминуемый крах крупнейшего девелопера страны. Да, слышала, что у компании начались проблемы, да, знала, что нет разрешения на строительство. Да, понимала, что ЖСК – это липа. Но «купила». Спросил ее, стала бы она опять ввязываться в такое дело, если можно было бы «отмотать» время назад? Ответ меня просто обескуражил. «Конечно! А где бы я еще могла купить квартиру по таким ценам?!», - искренне возмутился человек, оставшийся и без денег, и без жилья. Так, что вцепляться в брючину – не выход. Могут и лягнуть в ответ.
Нет, не поменяют ситуацию никакие запреты и санкции в «пользу» отдельно взятых застройщиков, являющихся лишь малой частью огромного айсберга под названием рыночные отношения. Не стоит тешить себя иллюзиями. И не нужно заниматься законодательным популизмом.
А тем временем в столичном регионе назревает крах еще нескольких крупных девелоперских компаний. И в числе основных факторов опять называют все те же самые причины – кадры и воровство. Но это тема уже следующего материала.