Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:57
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Патриотизм уступил место просвещению

Опубликовано
Текст:

Дебютантов сменили мэтры. В Суздале проходит XVI Открытый российский анимационный фестиваль. Главная его тема - «Предчувствие весны». Судя по списку представленных на конкурс работ, весна обещает быть сложной, но интересной.

По традиции на ежегодный профессиональный смотр российской анимации попадает все, что так или иначе относится к мультипликации. Однако несколько лет назад было решено отказаться от полнометражного кино из-за невозможности сформулировать хоть какие-нибудь критерии оценки: уж больно неоднородным оказался данный отечественный продукт. В этом году в конкурсную программу решили не включать «старые», то есть те, что уже были представлены в прошлом и позапрошлом году, анимационные сериалы. Причина - невиданный наплыв многосерийных телефильмов -- всего на селекцию было представлено аж 27. Такое изобилие объясняется просто: сериал - это единственный способ для студии выжить. Даже те, кто ратовал за чистое искусство, вынуждены были признать - курс на индустриализацию российской анимации взят и, очевидно, по-другому уже не будет.

Всего в конкурсную программу было отобрано 80 работ, что, конечно, гораздо меньше, чем в иные изобильные годы. Но и качественный состав тоже изменился, особенно по сравнению с прошлым годом, самым смутным для российской анимации, когда заметно доминировали студенческие и дебютные работы и почти не было мастеров. На этот раз в конкурсе множество знаменитых имен. Не то чтобы жизнь сильно улучшилась, просто в 2010 году, когда после кризиса на отрасль обрушился куда более сильный удар в виде новой бюджетной политики, «большие» проекты были заморожены до лучших времен. Теперь, когда стало понятно, что времена эти вряд ли наступят скоро, вышло сразу несколько очевидных фестивальных хитов.

Самый яркий пример - последние серии из проекта «Гора самоцветов» студии «Пилот». Еще в прошлом году стало известно, что финансирование цикла прекращено. До этого в производство были запущены четыре части, которые с трудом были доделаны только сейчас. Одна из них - мастерский пластилиновый фильм «Зубы. Хвост. Уши» режиссера Сергея Меринова. В интернете огромной популярностью пользуется другой пример фирменного пилотовского стиля - клип «Шла Саша по шоссе» на песню группы «Несчастный случай» в пластилиновом исполнении того же Меринова.

Надо признать, что патриотическая тема, которая казалась еще пару лет назад столь перспективной, окончательно сдулась. Скажем, продюсерская компания «Аэроплан», которая до этого выступала с пластилиновым циклом «Мульти Россия», укороченным вариантом «Горы самоцветов», в котором медведь путешествовал по русским городам и открывал их изумленному зрителю, на этот раз представила сериал «Фиксики». Главные его герои, маленькие технически подкованные существа, рассказывают детям про устройство будильника, холодильника и кодового замка, а также учат, что нельзя брать диск руками, выпачканными в варенье. И хотя жаль, что хороший проект про Россию закончился, образовательные «Фикиски», которые уже идут по телевизору, хороший признак. Детям очень не хватает современных, жизненных и близких героев.

Таков и сериал «Везуха!», первые серии из которого будут представлены в Суздале. В основе этих фильмов про типичную российскую семью легли произведения самых остроумных и любимых современных детских писателей. Режиссеры у серий разные, но все - молодые, талантливые и многообещающие. А руководит процессом вечно юный Иван Максимов, который, кстати, и сам участвует в конкурсной программе. Его работа «Приливы туда-сюда» только что побывала в конкурсе Берлинале.

Еще один фестивальный кумир, екатеринбургский режиссер Дмитрий Геллер, известный как автор психоделических эстетских фильмов («Привет из Кисловодска», «Мальчик») представит неожиданный кукольный фильм под названием «Воробей, который умел держать слово» на музыку Сергея Прокофьева. К слову, однажды Максимов и Геллер поделили Гран-при Российского открытого фестиваля. Случилось это в 2004 году, когда лучшими были признаны фильмы «Ветер вдоль берега» и «Маленькая ночная симфония».

Еще одно знаменитое имя - Оксана Черкасова. Основательница целой анимационной школы, обладательница многочисленных кинематографических наград, лауреат Государственной премии РФ представит кулинарно-музыкальное произведение «Россини». Мария Муат, один из лучших в России режиссеров кукольного кино, покажет «Метель». А волшебный художник Алексей Демин, чьи воздушные акварельные фильмы («Тихая история») обычно словно сотканы из шепотов, скрипов и вздохов, похоже, нашел идеальный литературный материал. Его новый черно-белый фильм «Шатало» снят по рассказу Юрия Коваля. Оскаровский лауреат Александр Петров в этом году не покажет своих работ, зато картина, сделанная его ученицами под названием «Еще раз» уже стала зрительским фаворитом в интернете.

На прошлом фестивале, темой которого была «Мультистройка», судьями назначили мужественных «прорабов» российской анимации, которые, надев каски и закатав рукава, объявили начало серьезных изменений в отрасли. А в этом году тема лирическая - «Предчувствие весны». И главными здесь будут самые юные и трепетные представительницы непростой профессии: Нина Бисярина, чей ностальгический дебют «Поездка к морю» очаровало прошлогоднее жюри, Анастасия Журавлева, работающая в сложнейшей предметной анимации («Осторожно двери открываются»), Лиза Скворцова, автор популярных «Колыбельных мира», и Анна Шепилова, выступившая в 2008 году с удачным дебютом «Другая». Руководить этим милым коллективом будет Эдуард Назаров.

Реклама