Основатель Википедии Джимми Уэйлс вновь опубликовал «личное обращение» к посетителям ресурса с просьбой о пожертвовании. Подобная просьба от одного из самых посещаемых сайтов мира уже становится новогодней традицией.
Википедия, один из наиболее посещаемых сайтов мира, вновь просит денег. Созданный в 2001 году проект стал ярчайшим примером того, что популярность, всемирная слава и признание заслуг перед обществом не обязательно конвертируются в прибыль.
Успех без денег
Созданная в 2001 году Википедия стала одним из самых популярных ресурсов интернета. Посещаемость сайта огромна. Согласно статистике alexa.com, ежедневно страницы Википедии просматривают более 12 млн посетителей, а по утверждению Джимми Уэйлса, каждый месяц ресурсами сайта пользуются более 340 млн человек. В топе самых популярных сайтов мира Википедия занимает шестую позицию, уступая только Google, Facebook, Yahoo!, YouTube и поисковику от Microsoft Windows Live.
Всю свою историю проект был некоммерческим -- на страницах сайта нет рекламы. Материалы, публикуемые в Википедии, доступны для свободного использования в любых целях. Сайт олицетворяет лучшие традиции свободного народного творчества, продукта, создаваемого миллионами добровольцев и доступного любому желающему.
Аналитики, блогеры и общественные деятели отмечают Википедию как одно из выдающихся достижений человечества. Представители сайта ежегодно получают самые престижные интернет-премии. Так, в 2009 году в категории «Наука и образование» Премией рунета была отмечена русскоязычная Википедия.
Слова основателя Википедии Джимми Уэйлса стали ее девизом: «Представьте, что каждый человек на Земле сможет свободно и полноценно пользоваться всеми знаниями человечества». Сказано достойно и красиво.
Но у проекта, при всех его достоинствах, есть один недостаток. Википедия убыточна. Все чаще Джимми Уэйлсу приходится говорить другие слова.
«Пожалуйста, сделайте пожертвование не откладывая»
Очередное, ставшее уже ежегодным «Личное обращение основателя Википедии Джимбо Уэйлса» ежедневно встречает каждого посетителя сайта. Сводится оно к простой и понятной мысли: для того чтобы Википедия оставалась свободной, нужно дать денег.
Денег нужно $10 млн. Интересно, что год назад Джимбо в аналогичном обращении просил почти в два раза меньше -- $6 млн. В «личном обращении» конца 2009 года есть еще одна цифра -- в фонде Викимедиа, управляющем сайтом, работает менее 35 человек.
Каковы расходы на трафик, оборудование и совершенствование программного обеспечения, Джимбо не уточняет.
Эффективность прошлогоднего обращения нельзя считать достаточной, так как известно, что проект удалось спасти только благодаря чудом подвернувшейся инвестиции. Удастся ли спасти Википедию на этот раз -- неясно. Тревожным сигналом стала информация о падении популярности Википедии, об оттоке авторов-добровольцев из проекта.
Критика проекта
Несмотря на преобладание положительных оценок проекта, критика звучит все громче. Если традиционными претензиями к Википедии были намеренное размещение пользователями ложной информации, преобладание мнения большинства над мнением экспертов, ненадежность как источника информации, то теперь обсуждается целесообразность существования самой вики-модели в данном виде в целом.
Может ли быть жизнеспособным частный проект, приносящий одни убытки? Принципиально ли отсутствие рекламы на страницах сайта, обеспечение функционирования которого требует денег? Действительно ли любая реклама навредит объективности размещенных материалов и заставит усомниться в ней пользователей?
И что будет, если $10 млн все-таки не будут собраны?
И все чаще раздаются голоса специалистов в узких, профессиональных областях, готовых работать над качественными материалами в обмен на ссылку на свои сайты. И не имеющими такой возможности из-за жесткой политики модерирования.