23 апреля ‘24, Вторник

Древние израильтяне умели разводить правильных пчел

В древних ульях посреди древнего города Тель-Рехов сохранились остатки импортных пчел. Археологам впервые удалось прямо подтвердить, что на Ближнем Востоке жили бортники.

Древние фрески и тексты свидетельствуют, что жители Ближнего Востока в библейские времена умели производить мед и воск. Но прямых археологических доказательств античного пчеловодства никто еще не находил. Ученые из Еврейского университета (Hebrew University) в Иерусалиме (Израиль), Университета Сан-Паоло (Бразилия) и Университета Гете во Франкфурте-на-Майне (Германия) устранили пробел, описав остатки пасеки, на которой собирали мед почти 3 тысяч лет назад.

Древняя пасека найдена при раскопках древнего города Тель-Рехов, который занимал около 10 га в средней долине Иордана между XII и IX веками до н. э. Теперь это место -- важнейшие археологические раскопки на территории Израиля.

Устройство пасеки

30 ульев выглядят как глиняные цилиндры с маленьким летком для пчел и с большим отверстием для выемки сот. Три ряда таких ульев стояли во внутреннем дворике фермерского хозяйства. Радиометрический анализ показал, что ульи построили между 970 и 840 годом до н. э. По библейской истории это период правления царя Давида и его сына царя Соломона.

Окончательно ученые подтвердили назначение глиняных цилиндров при анализе их содержимого. В некоторых обнаружены остатки сот и тела пчел.

Большинство остатков принадлежали рабочим пчелам, что биологи узнали по особенностям строения головы, глаз, ног и жала. Но найдены и остатки трутней (они отличаются от рабочих пчел по строению глаз и ротового аппарата), а также личинок и куколок.

Пчелы оказались не местными

Исследователям удалось определить, какие именно пчелы производили античный мед. Медоносная пчела (Apis mellifera) включает около 20 подвидов, которые различаются не только генетически, но и внешне. Среди остатков некоторые сохранились настолько хорошо, что их можно было изучить при помощи сканирующего электронного микроскопа. Для этого подошли 17 остатков крыльев и несколько десятков ног. Биологи сравнили их с ногами и крыльями нескольких местных подвидов и выяснили, что ископаемые не принадлежат ни одному из них. Зато оказались идентичными частям тела анатолийской пчелы A. mellifera anatoliaca, которая живет в современной Турции.

В поисках объяснения ученые предложили две гипотезы. Первая основана на предположении, что в те времена география распределения пчел была иной, возможно из-за климата. Анатолийская пчела живет в более прохладном климате, чем Израиль. И нет никаких оснований считать, что в библейские времена в долине Иордана климат был прохладнее.

По другой гипотезе древние израильтяне импортировали анатолийскую пчелу. Для этого есть причины: местные подвиды пчел, в частности сирийская пчела A. Mellifera syriaca, плохо подходят для разведения -- они довольно агрессивны и дают мало меда. Ученые предполагают, что израильтяне завозили пчел из Анатолии, где пчеловодство уже практиковалось.

То, что пасека располагалась внутри города, хотя насекомые могли кусать жителей, говорит о большой ценности ульев. В городе они находились под охраной.

Так ученые подтвердили, что в Израиле, по библейскому описанию «земле, текущей молоком и медом», люди действительно производили пчелиный мед. Изначально это не очевидно, подчеркивают авторы работы, так как под медом в разных культурах понимают разные продукты. Мед жители использовали в пищу, но пчеловодство давало еще один ценный продукт – воск. Его, в частности, применяли при отливке изделий из бронзы. Производство бронзы было развито в долине Иордана, на что есть указания в Библии (сплав использовали при строительстве храма в Иерусалиме).

Статья о древнем пчеловодстве опубликована в журнале PNAS.

Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»