Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:33
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Мультипликационное восприятие реальности

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Интервью с африканскими детьми, прошедшими через рабство. Автобиография девушки, бежавшей из Ирана в Европу. Отчет о ходе ближневосточного конфликта. План-схема разделительной стены в Западном Берлине. С такими темами вам придется столкнуться, если вы попадете на программу современной западной анимации.

Анимационная документалистика – такое сочетание еще совсем недавно казалось чем-то неестественным. Как может мультфильм пользоваться документальным материалом, раскрывающим сюжеты о войнах, похоронах, миграции, концлагерях и обрядах. Оказывается, может, и даже иногда сильнее, чем классическое документальное кино.

Суданские рабы из Анси

Новый жанр утвердился и мощно прозвучал в прошлом году, когда на нескольких статусных фестивалях победили соответствующие фильмы. «Кристалл» фестиваля во французском Анси завоевала картина шведских режиссеров Ханы Хейлборн и Давида Ароновича «Рабы». Оба автора до прихода в анимацию работали в области защиты детей (Хейлборн, например, принимала участие в проекте Save the Children) и создавали вполне традиционные документалки для различных СМИ. Но очередную тему, попавшую в их поле зрения, было решено внедрить в анимационный фильм.

В основе «Рабов» -- интервью двух суданских детей, девятилетнего Абука и пятнадцатилетнего Мачиека, которые рассказывают о притеснениях со стороны взрослых. Как и тысячи других детей этой африканской страны, Абук и Мачиек использовались в качестве дешевой рабочей силы в суданских военизированных подразделениях. Их заботы и лишения фиксирует сероватый рисунок. Авторы концентрируют внимание на деталях, но все же стараются не переборщить с ужасами, чтобы зрители не разбежались. Победа в Анси сродни получению «Оскара». Но даже взятие этой высоты не позволяло говорить о торжестве документалистики в авторской анимации. Разговоры такого рода начались после оглашения результатов фестиваля в канадской Оттаве.

Мадагаскар в Оттаве

Так сложилось, что Национальный киносовет Канады длительное время развивает авторскую анимацию как важнейшее направление киноискусства, поэтому именно в этой стране проводится наиболее значительный на американском континенте фестиваль. Так что победа фильма французского режиссера Бастиена Дюбуа «Мадагаскар, путевой дневник» -- яркой и красочной работы, ориентированной на легкое восприятие, заставила многих задуматься о перспективах анимационной документалистики.

Если вы не бывали на далеком Мадагаскаре, но очень хотите узнать, что же там есть интересного, то можно, конечно, просто посмотреть какую-нибудь очередную телепередачу о путешествиях, созданную по шаблону. А можно окунуться в убедительный мир оживающих зарисовок из дневника путешественника, в котором активность столичного Антананариву соседствует с мистикой сельских районов. Вы даже увидите древний погребальный обряд Фамадихана – «переворачивание костей».

Документальная подделка

«Рабы» и «Мадагаскар, путевой дневник» стали предвестниками волны социальных фильмов, захлестнувшей мировую анимацию. Серьезные темы, психологические переживания героев, несказочные сюжеты, вовлечение зрителя в реальные истории становятся нормальным явлением для искусства, которое большинством воспринимается как исключительно детское. Правда, и новые документалисты могут плутовать. Бывает, что высказывания, кажущиеся документальными, являются всего лишь искусной постановкой. Такие фильмы зовутся «мокьюментари» (от сочетания английских слов to mock – «подделывать» и documentary – «документальный») и внешне чрезвычайно похожи на настоящее документальное кино. Отличным образцом такого подхода можно назвать «Дневники Липсетта», созданные канадцем Теодором Ушевом.

Аниматор Теодор Ушев заинтересовался жизнью и творчеством известного режиссера-экспериментатора Артура Липсетта, покончившего с собой в 49 лет, и решил создать фильм, в котором от лица Липсетта рассказал об основных биографических фактах и причинах депрессии последних лет, приведших к трагическому финалу. Никаких дневников Липсетт на самом деле не оставил. Автором вымышленных записок стал директор Оттавского фестиваля Крис Робинсон. «Дневники Липсетта» получили специальное упоминание жюри на прошедшем фестивале в Анси.

В Москве документальная анимация доступна прежде всего в программах Future Shorts и Большого фестиваля мультфильмов.

Нужно ли ограничивать цены на билеты в гостеатры?
Реклама