Самые популярные молодые британцы Arctic Monkeys выпускают свой третий альбом, не похожий на предыдущие и скромно названный «Humbug» («Чепуха»). Вчерашние шумные подростки больше никуда не спешат, степенно работают с кумирами и, кажется, окончательно повзрослели.
Секреты успеха юных приматов
Начало истории Arctic Monkeys можно назвать совершенно заурядным. 16-летние любители рок-н-ролла Алекс Тернер и Джейми Кук выпросили у родителей на Рождество по гитаре, покорпели над самоучителем и вместе еще с двумя приятелями сколотили группу. За три года они потихоньку перебрались из отцовского гаража в местные клубы и наладили кустарный выпуск дисков со своими песнями. Иные самодеятельные группы прозябают на этом этапе карьеры годами, но подростки из Шеффилда сумели вытянуть счастливый билет и после выхода первого альбома с длиннющим названием «Whatever People Say I Am, That`s What I`m Not» («Что бы там люди ни говорили обо мне, я не такой») буквально проснулись знаменитыми.
Еще одним плюсом «обезьян» стало то, что они никогда не жадничали. Насмотревшись на неудачников, пытающихся продавать после концертов свои диски, музыканты поначалу раздавали свои записи бесплатно. А благодаря стремительно растущему полку фанатов песни Arctic Monkeys оказались в свободном доступе в интернете. При этом утечка в сеть дебютного альбома не только не повредила группе, но и послужила для нее отличной рекламой. Пластинка стала самой быстро продаваемой за всю историю музыкальной индустрии и удостоилась в 2006 году премии Mercury Prize.
Предложение, от которого нельзя отказаться
После резвого старта главное не тормозить, иначе меломаны забудут так же быстро, как и полюбили. Arctic Monkeys отправили в отставку басиста и без труда преодолели так называемый синдром второго альбома. Под руководством продюсера Джеймса Форда они записали по проверенным уже рецептам пластинку «Favourite Worst Nightmare». А дальше пришло время для экспериментов.
В 2008 году фронтмен «обезьян» Алекс Тернер поучаствовал в псевдоэстрадном проекте Форда «The Last Shadow Puppets». По случаю съемок клипа на песню «The Age of the Understatement» он даже тайно приехал в Москву -- побродить по столичному метро, покататься на танке и спеть вместе с хором российских военных. Тернеру так понравился новый стиль, что он предложил Форду построить на нем и будущий альбом Arctic Monkeys.
Правда, окончательный выбор в пользу одного из продюсеров все же пришлось сделать. В нью-йоркской студии Форда и на ранчо «Де ла Луна» Arctic Monkeys записали по 12 песен. Но в заявленном плей-листе альбома «Humbug» («Чепуха») пропорции уже были другими -- 10:2 в пользу Хомма.
Обезьяны копируют роботов
Если раньше американские черты в звуке квартета надо было специально отыскивать, то теперь они будто выставлены напоказ. Гитарист Джейми Кук позаимствовал с альбома «Queens of the Stone Age» с говорящим названием «Lullabies to Paralyze» («Парализующие колыбельные») эффектный резонирующий звук. Ударник Мэтт Хэлдерс усилил натиск на барабаны по меньшей мере вдвое. А в жутковатой «Dangerous Animals» на подпевках у Тернера отметился сам Хомм.
Многие поклонники расстроены тем, что в альбоме «Humbug» уже нет того подросткового запала, за который они полюбили Arctic Monkeys, а опыт и приобретенная «маскулинность» не стали адекватной заменой. Но и бесконечно копировать однажды придуманный стиль рок-звездам тоже не положено. Но не стоит сомневаться: эта ветвь музыкальной эволюции «Арктических обезьян» из Шеффилда не ведет в тупик, а ее лучшие результаты лишь вопрос времени.