Британская рокерша Пи Джей Харви продолжает обживать тихую гавань темной романтики. Творческий тандем бывшей возмутительницы спокойствия и ее продюсера, блюзового музыканта Джона Пэриша представил публике первый за 13 лет совместный альбом A Woman A Man Walked By.
Имя Пи Джей Харви одинаково хорошо знакомо и фанатам альтернативного рока начала девяностых, и меломанам нового века. Некоронованная королева альтернативной сцены, женская инкарнация Курта Кобейна, «дикая, но симпатичная» рок-ведьма – это лишь отдельные штрихи к портрету английской певицы. Осветить все грани таланта Харви совсем непросто. Пытаясь определить стиль ее странной, проникновенной музыки, критики напрасно блуждают в трех соснах рока, блюза и фолка. А сама Полли Джин, нечувствительная к перепадам музыкальной моды и меняющаяся лишь по велению сердца, продолжает писать узнаваемые, но по-прежнему непредсказуемые песни, одна или с помощью проверенных друзей.
А вот и Полли
Еще в раннем детстве родители привили Полли любовь к классическому блюзу, джазу и арт-року. Будучи подростком, она увлеклась популярными мотивами Soft Cell, Duran Duran и Pixies. А в своей музыке дочь каменотеса и скульпторши уже самостоятельно попыталась найти равновесие между тонкими музыкальными замыслами и грубой рок-формой.
Едва окончив школу, Харви вместе с двумя приятелями образовала рок-группу, где пела и играла на гитаре. Трио без лишних раздумий было названо PJ Harvey. Говорят, не выдержавшие кавалерийского напора компактного, но очень громкого коллектива зрители разбежались еще до конца его первого выступления.
Спустя год напарники-мужчины покинули коллектив, и маленькая певица продолжила путь к вершине славы своей тропой. Но не в одиночку – а с именитыми коллегами. В разное время партнерами Полли по сцене и студии были живые легенды Боб Дилан и Ник Кейв, брутальный Джош Хомм из Queens Of The Stone Age и колоритный бристолец Трики.
Корсет вместо гитары
Уже в двухтысячных, когда Харви обрела статус звезды нового рок-поколения, оказалось, что ей больше нечего доказывать другим. Теперь каждый новый альбом становился для нее соревнованием с самой собой, попыткой найти новый образ. В конце концов, это удалось на альбоме двухлетней давности «White Chalk», где на смену сексуальной, ершистой Пи Джей в нарядах кричащих расцветок пришла впечатлительная и нервная Полли Джин в белом платье викторианской эпохи.
Пронзительная и безумная
Первая же песня «Black Hearted Love», горькая история мятежной любви, сопровождающаяся угрюмыми риффами Пэриша, кажется самой сильной на пластинке, хотя и задает неверные ожидания в отношении всего альбома. Следующую за ней кантри-считалку «Sixteen, Fifteen, Fourteen», декорированную банджо, Харви превращает в истовое заклинание, отбивая ритм хлопками в ладоши и чуть не задыхаясь в конце.
В беспокойную, будто бы придуманную Томом Йорком композицию «Chair» певица умудряется органично вплести холодные ориентальные мотивы. А уже в титульной песне о «мужчине-женщине» и в безумном блюзе «Pig Will Not» в ее голосе бушует подлинно звериная ярость.
«A Woman A Man Walked By» -- это разношерстный и многословный альбом, сложный и запутанный, но при этом непротиворечивый. Бережно собранные Харви и Пэришем туманные фолк-истории, траурные напевы и хрупкие любовные песни не так уж просты для понимания, но оставляют ощущение чего-то необыкновенно увлекательного и прекрасного.