Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:47
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

«Роснефть» и Statoil будут совместно разрабатывать арктический шельф

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Единственная российская компания, которой предстоит разрабатывать арктический шельф, а это самый перспективный углеводородный ресурс, с участием международных партнеров - это «Роснефть». Международные нефтегазовые гиганты идут на российский шельф, но весьма избирательно. Так, август оказался богатым на завершение международных шельфовых проектов: приостановлен один самых масштабных проектов - по освоению Штокмановского месторождения, в котором участвовали "Газпром", норвежская Statoil и французская Total. Чуть раньше была поставлена точка в сотрудничестве «Лукойла» и ConocoPhillips, когда американская компания продала последний актив в совместном проекте с «Лукойлом» - «Нарьянмарнефтегазе».

ОАО «НК «Роснефть» и Statoil подписали акционерные и операционные соглашения, в соответствии с которыми предусматривается создание совместных предприятий для работы на четырех шельфовых лицензионных участках, говорится в сообщении, размещенном 30 августа на сайте «Роснефти». Речь идет об участке Персеевский в Баренцевом море и участках Кашеваровский, Лисянский и Магадан-1 в Охотском море. «Соглашения были подписаны в норвежском городе Ставангер председателем правления и президентом ОАО "НК "Роснефть" Игорем Сечиным и главным управляющим Statoil Хельге Лундом, говорится в сообщении. Членами российской делегации стали первый вице-президент Эдуард Худайнатов, вице-президенты компанииДмитрий Авдеев и Андрей Шишкин.

В ходе поездки делегация «Роснефти» осмотрела производственные объекты партнеров в Норвегии, в частности Игорь Сечин посетил шельфовую платформу "Рингхорн", принадлежащую дочернему предприятию компании ЕxxonMobil "Esso Exploration and Production Norway", которое ведет добычу нефти в Северном море. В ходе обсуждения Игорем Сечиным и главным управляющим Statoil Хельге Лундом перспектив сотрудничества норвежская сторона обратила внимание на необходимость налогового стимулирования разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. В то время как компании приступили к практической реализации своих проектов в данном направлении, логично было бы синхронизировать производственный процесс и принятие соответствующих правительственных мер.

Делегация "Роснефти" в Норвегии также приняла участие в работе 20-й Международной выставки и конференции Offshore Northern Seas 2012, в том числе с презентацией стратегии компании по нефтегазовой добыче на шельфе.

«Роснефть» и Statoil: история партнерства

Это не первое соглашение между «Роснефтью» и Statoil. В мае текущего года компании договорились о совместной работе на шельфе Баренцева и Охотского морей, причем как на Российской территории, так и на норвежском шельфе. Свою готовность допустить иностранные компании к разработке российского шельфа российское правительство (тогда в лице Премьер-министра Владимира Путина и вице-премьера Игоря Сечина) обозначило еще раньше, поддержав соглашение «Роснефти» и мирового нефтегазового гиганта ExxonMobil. А в мае текущего года к шельфовым проектам «Роснефти» подключилась норвежская Statoil. Уже в июне «Роснефть» и Statoil определили условия совместного участия в коммерческих конкурсах на получение лицензий в норвежской части Баренцева моря, подписав соответствующие документы, что положило конец скептическим пересудам по поводу возможности практической разработки шельфа, поскольку компании обозначили конкретные шаги, позволяющие в краткосрочной перспективе приступить к реализации совместных проектов.

По всей видимости, перспектива дисбаланса между спросом и предложением на углеводороды определила и другое направление сотрудничества «Роснефти» и Statoil – совместный поиск эффективных подходов к разработке месторождений трудноизвлекаемой нефти. Так, в июньском соглашении речь идет о разработке конкретных месторождений - отложений сланцевой нефти Хадумской свиты в Ставропольском крае и подгазовой оторочки нефти повышенной вязкости Северо-Комсомольского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. В положительного результата технической оценки запасов стороны планируют совместно разрабатывать соответствующие залежи.

Доверие к «Роснефти»

Очевидно, что неслучайно крупнейшая на севере Европы нефтяная компания – опытный и успешный разработчик шельфа – увидела в «Роснефти» равного партнера. К тому же это дает российской компании дополнительные дивиденды к статусу игрока международного масштаба.

Открытие доступа для российской компании «Роснефть» к норвежскому шельфу говорит о достаточно высоком экологическом кредите доверия со стороны норвежцев, для которых экологический аспект чрезвычайно важен. Можно сколько угодно говорить о несовершенстве российских экологических программ, тем не менее, партнерство в реализации программ защиты шельфовой экосистемы при проведении разработки арктических месторождений дает возможность значительно улучшить технологии экологической безопасности работ. И конечно, нельзя не учитывать и того факта, что само по себе подписание соглашение говорит о том, что специалисты «Роснефти» доказали партнерам компетентность в вопросах международной природоохранной деятельности.

Шельфовая политика: позиция России

Примечательно, что разработка арктического шельфа «Роснефтью» и Statoil – это, скорее, межгосударственная программа обеспечения энергобезопасности на фоне падения добычи нефти, поскольку в лице мажоритарных акционеров обеих компаний выступают российское и норвежское правительство.

В этом году российское руководство многократно усилило поддержку шельфовых проектов, которые являются гарантом энергетической стабильности на десятилетия вперед. Например, была проведена налоговая оптимизация для шельфовых проектов, а в переговорных процессах между крупнейшими российскими и мировыми игроками топливно-энергетического комплекса принимали личное участие первые лица государства. Так, Владимир Путин и на посту премьер-министра, и в качестве президента страны оперативно реагирует на рациональные предложения, направленные на развитие шельфовой разведки и добычи углеводородов.

Непопулярным, но очень нестандартным ходом в шельфовой политике Путина стало перераспределение управленческих сил, например, назначение президентом «Роснефти» такого энергетического тяжеловеса как Игорь Сечин. Попытки увидеть за подобными перестановками понижение «куратора ТЭК» или утрату сферы влияния разбиваются о масштабность проектов «Роснефти». Да и скорость, с которой усиленный менеджмент компании завоевывает доверие мировых нефтегазовых гигантов, впечатляет.

«Роснефть» на мировом рынке

Например, еще год назад общественность удивлялась смелости ExxonMobil, а уже год спустя Eni и Statoil подключились к планам «Роснефти» по освоению арктического шельфа. На днях в прессе появилась информация, что к сотрудничеству с «Роснефтью» проявляют интерес американская ConocoPhillips и индийская ONGC.

Даже при поверхностном анализе угадывается выгода не просто двух компаний, а государств. Реализация планов "Роснефти" и Statoil выступает стимулирующим фактором развития смежных отраслей, в том числе в части производства высокотехнологичной продукции. В частности, партнерство "Роснефти" и Statoil обеспечивает размещение заказов на строительство судов ледового класса и буровых платформ на российских верфях. А активная разработка арктического шельфа формирует спрос на уникальные технологии.

Причем, норвежцы готовы делиться богатым шельфовым опытом – соглашения предусматривают обмен технологиями и кадрами. При этом очевидно, что и у российских специалистов тоже есть чему поучиться.

Шельфовые проекты «Роснефти» с каждым днем набирают обороты. Сама компания в августе уже приступила к геологоразведочным работам на арктическом шельфе - научно-исследовательские суда компании вышли в Печорское и Карское моря. Кроме того, «Роснефть» и ExxonMobil объявили тендер на проектирование и изготовление гравитационной платформы арктического класса.

«Автостат»: более 100 новых моделей вышли на российский авторынок в 2024 году
Реклама