28 марта ‘24, Четверг

Организм человека способен синтезировать салициловую кислоту

Прием аспирина может вызвать совершенно непредвиденные осложнения. Его предшественник -- салициловая кислота оказалась мощным биорегулятором. Ее вырабатывают организмы почти всех животных, в том числе и человека.

Британские ученые Джон Патерсон и Гвендолина Бекстер из Центра химических исследований (Дамфрис, Шотландия) пришли к выводу, что салициловая кислота, самое известное производное которой аспирин, может синтезироваться в организме человека.

Открытие салициловой кислоты

[v1]

Салициловая кислота имеет давнюю историю. Еще в 1870 году немецкий химик Виктор Мейер впервые выделил экстракт салициловой кислоты из ивы. Латинское название рода ива -- Salix и дало название салициловой кислоте. Мейер также обнаружил анальгезирующее действие этого вещества.

В 1897 году Феликс Хоффман синтезировал первую ацетилсалициловую кислоту в лаборатории, а потом даже создал коммерческую технологию производства аспирина. После испытания препарата на животных в 1899 году фирма Bayer запатентовала торговую марку «Аспирин» и лекарство вошло в массовое производство.

Зачем салициловая кислота нужна растениям

В растениях салициловая кислота контролирует скорость отдельных метаболических процессов за счет регуляции активности ферментов. Также известно, что уровень салициловой кислоты в растениях возрастает в ответ на внедрение различных патогенов, а также на действие физического и химического стресса. Ученые отмечают, что даже при простом механическом повреждении в растении активизируется синтез салициловой кислоты. Если растение не может синтезировать салициловую кислоту, у него снижается иммунная реакция ко многим патогенам.

У вегетарианцев высокое содержание в крови салициловой кислоты

Предыдущие исследования этих же авторов показали, что значения в плазме крови салициловой кислоты у вегетарианцев и у людей, принимавших небольшие дозы аспирина, совпадало. Так ученые пришли к выводу, что салициловая кислота попадает в организм человека с фруктами и овощами. Но последующие опыты показали, что вывод неверен.

Новый эксперимент

Если животные не получают салициловую кислоту извне, а она в крови присутствует, значит, организм должен ее вырабатывать сам. Чтобы доказать этот тезис, ученые взяли образцы крови у животных из лондонского зоопарка. Содержание в сыворотке крови салициловой кислоты удалось измерить у различных классов животных -- млекопитающих, рептилий, птиц и ракообразных.

Отдельно исследования проводили на мышах. Одна группа мышей получала антибиотик неомицин по 100 мг/кг в день в течение четырех дней. Известно, что салициловая кислота синтезируется некоторыми видами бактерий, содержащимися в желудочно-кишечном тракте. Неомицин вводили подопытным мышам, чтобы уничтожить эти бактерии и тем самым остановить синтез салициловой кислоты. Параллельно авторы работы исследовали образцы крови у мышей, не получавших неомицин.

Не обошли вниманием экспериментаторы и людей. Шесть добровольцев --четверо мужчин и две женщины в возрасте 30--62 лет были пациентами хирургического отделения с частично или полностью удаленной прямой и обводной кишкой. Такой выбор пациентов был связан с необходимостью исключить возможность синтеза салициловой кислоты бактериями, в основном обитающими в прямой кишке. Пациенты в течение трех дней получали водно-молочную диету и не употребляли в пищу овощи и фрукты, чтобы исключить возможность попадания салициловой кислоты из пищи. Также они две недели не употребляли аспирин.

Пациентам добавляли в пищу маркированные 13С изотопы бензойной кислоты, а затем оценивали содержание салициловой кислоты в сыворотке крови и моче.

Салициловая кислота у животных

Оказалось что салициловая кислота широко распространена в животном мире. Максимальными значения оказались для пещерной совы. А вот в крови ракообразных (у креветки и краба) салициловая кислота практически отсутствует.

У получавших неомицин мышей концентрация салициловой кислоты была даже немного больше, чем у мышей, не получавших неомицин. Вывод -- кишечные бактерии не вносят существенного вклада в синтез салициловой кислоты.

Организм человека тоже сам синтезирует салициловую кислоту

Ученые обнаружили, что содержание салициловой кислоты в сыворотке крови и моче у шести пациентов было достаточно высоким и не менялось в течение эксперимента. Более того, после введения бензойной кислоты содержание салициловой кислоты оказывалось на треть больше, чем могло бы получиться из введенного вещества.

Исключив возможность попадания в организм салициловой кислоты с фруктами и овощами, приемом аспирина и синтезом бактериями желудочно-кишечного тракта, ученые утверждают, что происхождение салициловой кислоты в организме человека, по крайней мере частично, эндогенное.

По мнению ученых, салициловую кислоту можно считать новым классом биорегуляторов, которые синтезируются самим организмом и выполняют защитные функции. И это позволяет переосмыслить роль салициловой кислоты в патофизиологии человека и животных.

Правда, итоги осмысления ученые оставили для следующих публикаций. А результаты исследований опубликованы в декабрьском номере Journal of Agricultural and Food Chemistry.

ЦБ поддержал идею обязательного страхования посетителей публичных мест