Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:48
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Российской публике представили проект суперледокола

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В Москве в немецком посольстве прошла презентация суперледокола, способного бурить океаническое дно, стоя посреди арктических льдов. Корреспонденты Infox.ru попытались разобраться в деталях этого масштабного проекта.

[v1]Проект научно-исследовательского ледокола «Аврора Бореалис» («Aurora Borealis», «Северное сияние») разработали ученые из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (AWI) (Германия) под руководством профессора Йорна Тиде (Jörn Thiede). И хотя проект стартовал 1 марта 2008 года, научных, политических и экономических вопросов вокруг него создалось множество.

Зачем нужен такой корабль?

Как рассказал корреспонденту Infox.ru профессор Тиде, уникальность ледокола прежде всего в его многофункциональности. «Аврора Бореалис» сможет легко маневрировать как среди арктических, так и среди антарктических льдов. Экспедиции будут проводиться в течение круглого года, независимо от сезона -- и зимой, и летом. С корабля можно изучать все компоненты арктических экосистем -- атмосферу, лед, воду, земную кору и живые организмов. И все-таки среди самых приоритетных задач, поставленных перед «Авророй Бореалис», говорит профессор Тиде,  -- получение палеоклиматических данных с помощью бурения. Только восстановив историю арктического климата, ученые смогут ответить на вопрос, что же мы сейчас видим в Арктике -- кратковременные колебания температуры или однонаправленное потепление климата.

По словам профессора Тиде, «Аврора Бореалис» также дополнит существующую базу метеорологических данных. Хотя, по мнению многих ученых, в этих работах можно также  использовать и систему автономных буев. Благодаря специальной программе сейчас по всей Арктике функционирует множество таких буев, оснащенных самым современным оборудованием. Они передают по спутниковой системе связи Iridium данные о солености воды, температуре воздуха и множестве других океанографических характеристик.

Кто заплатит?

Сейчас стоит вопрос о финансировании проекта. На данный момент, по словам профессора Тиде, в состав участников проекта входит 10 европейских стран и 15 научно-исследовательских институтов. Правда, среди официальных партнеров проекта есть и российский Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). Между тем, как рассказал корреспонденту Infox.ru кандидат физико-математических наук, начальник отдела Международного сотрудничества ААНИИ Сергей Прямиков, « ...в рамках этого проекта мы занимаемся изучением международно-правовых аспектов проведения исследований в полярных районах». Причем на правах не партнера, а подрядчика.

Найти инвесторов корреспондентам Infox.ru оказалось намного сложнее. На начальную стадию проекта Европейская комиссия выделила 4,5 млн евро. Теперь необходимо найти заинтересованные организации, готовые заплатить оставшуюся сумму -- 645 млн евро. По некоторым данным, Германия готова профинансировать 30% от общей стоимости. Остальная сумма -- под вопросом. Россия – среди основных кандидатов на возможное финансирование.

Зачем России ледокол?

Потенциально Россию может заинтересовать в этом проекте прежде всего возможность проведения глубоководного бурения в Арктике. Если Россия докажет, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева служат продолжением Восточно-Сибирской платформы, она может претендовать на 1,2 млн км2  шельфа, богатого нефтью, газом, алмазами, золотом, никелем и оловом. В 2007 году Россию постигла неудача -- комиссия ООН по границам континентального шельфа отклонила притязания страны. Тогда в рамках экспедиции «Арктика-2007» глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» взяли пробы грунта со дна океана. Но этих данных для комиссии оказалось недостаточно. Чтобы узнать и доказать геологическое происхождение шельфа, необходимо провести бурение. Осадочных пород для доказательства явно не хватит. Но пока бурить России просто нечем – нет судов, способных выполнить эту задачу.

[v2]Между тем другие владельцы приполярных шельфов активно осваивают свою территорию. Американцы ведут работу в Аляскинском заливе, норвежцы -- на своей территории, датчане и канадцы тоже своего не упустят... Как рассказали корреспонденту Infox.ru в Институте океанологии имени Ширшова РАН, выходов из ситуации несколько --  вкладывать деньги в переоборудование лихтеровоза «Севморпуть», в строительство нового российского ледокола или вложить деньги в «Аврору Бореалис».

Что пугает потенциальных участников проекта?

Впрочем, помимо немалой в разгар кризиса суммы, потенциальных инвесторов пугает и репутация исследователей. Институт Вегенера уже прославился своими приполярными сверхпроектами. В частности, попыткой остановить глобальное потепление за счет уникального по своей вычурности эксперимента по заболачиванию океана.

«Автостат»: более 100 новых моделей вышли на российский авторынок в 2024 году
Реклама