Ученые из Университета Дьюка (США) разработали метод, с помощью которого можно предсказать, подвержен ли тот или иной человек алкоголизму в условиях стресса. А вот другая команда из этого же университета выяснила, что с помощью этого же метода можно сказать, насколько человек сексуально активен.
Для этого авторы применили метод функциональной магнитно-резонансной томографии.
«Зная риск развития алкоголизма, и зная биологию развития этого состояния, мы сможем узнать, как предотвратить эту болезнь», - говорит ведущий автор исследования профессор Ахмад Харири (Ahmad Hariri).
Напомним, как вообще формируется пристрастие к алкоголю. Этанол, который содержится в алкогольных напитках, вызывает высвобождение эндорфинов (эндогенных опиатов), которые, действуя на определенные рецепторы головного мозга, вызывают активацию системы награды в мозге и чувство эйфории. Например, человек выпил – ему хорошо. Повторил это несколько раз. И так устанавливается условно-рефлекторная межнейрональная связь, которая и объясняет развитие зависимости (в особенности – у генетически предрасположенных к этому людей).
Алкоголизм - это всегда дисбаланс системы награды и торможения
В исследовании изучения риска алкоголизма в 2012 году приняли участие 200 человек (они были участниками другого проекта - Duke Neurogenetics Study (DNS)). А в нынешнем исследовании - уже 759 студентов университета старше 19-ти лет. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии у них измерили активность двух зон головного мозга – вентрального стриатума (или вентрального полосатого тела) - этот отдел участвует в работе системы поощрения и вознаграждения) и амигдалы (или миндалевидного тела) – зоны, которая участвует в оценке рисков и защищает от необдуманных и рискованных поступков.
Исследование показало, что риск повышенного пристрастия к алкоголю возникает у людей с низкой активностью вентрального стриатума и высокой активностью амигдалы. Или наоборот.
«Что мы видим: если у вас высокая активность в этих двух зонах – в этом нет проблемы, если у вас низкая активность в этих двух зонах – в этом также нет проблемы. Но когда наступает дисбаланс, это говорит о том, что вы подвержены алкоголизму», - говорит Харири.
Любопытно, что, как объясняют авторы, люди с высокой активностью вентрального стриатума быстро привыкают к алкоголю из-за того, что они более импульсивны, а система торможения импульсивного поведения – как раз, за которую отвечает амигдала, работает у них хуже.
Получается, что у людей, подверженных алкоголизму, одна зона требует вознаграждения - в данном случае алкоголя, а другая никак не «тормозит» это желание.
А вот люди с низкой активностью вентрального стриатума обычно пребывают в плохом настроении, а чрезмерно активная амигдала делает их более чувствительными к стрессу, поэтому они начинают увлекаться алкоголем, чтобы компенсировать работу этой системы.
Мозг и секс
Ученые под руководством аспирантки Элизабет Виктор (Elizabeth Victor) в своем исследовании показали, что эту же методику можно использовать для оценки сексуальной активности.
В этом исследовании приняли участие 70 молодых мужчин и женщин. Они заполняли анкеты, в которых указывали, какое количество сексуальных партнеров у них было за последние 11 месяцев, а затем с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии ученые оценили активность тех же двух зон их головного мозга, что и в предыдущем исследовании.
Как это ни удивительно, но оказалось, что та же самая модель, которая предсказывает высокий риск развития алкоголизма, характерна для особенно сексуально активных мужчин.
А вот что касается сексуальной активности женщин, то здесь работает другой принцип. У любительниц секса активны сразу две зоны – и амигдала, и винтральный стриатум, то есть одновременно возбуждена система вознаграждения и поощрения и система торможения.
Как говорят авторы этих двух исследований, в будущем они планируют включить в анализ и третью зону головного мозга – префронтальную кору, чтобы выяснить, как ее активность влияет на риск алкоголизма и любовь к сексу.
Статья Ахмада Харири и его коллег опубликована в свежем выпуске журнала Molecular Psychiatry. А статью Элизабет Виктор можно найти в Journal of Neuroscience.