Первый Конгресс ингушского народа объединил представителей оппозиционных сил и общественности республики. Правда, мероприятие пришлось проводить в Москве — на малой родине подобные акции не застрахованы от вмешательства властей. Тем более, что последним вряд ли понравились бы требования участников — проведение в республике прямых выборов, отставка главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова. Эти и другие пункты вошли в итоговую резолюцию конгресса, которую делегаты направили президенту России Путину.
О том, как проходил конгресс, пишет издание Cобеседник.ru
В Москву за правами
Уже за час до начала мероприятия в фойе гостиницы «Салют» было шумно и людно.
«На этот конгресс мы приглашали всех, кого волнует судьба республики, - рассказал один из организаторов, глава московской общины ингушей Дауд Хучиев. - В итоге здесь сегодня представители 4 политических партий и 17 общественных организаций, - это почти все объединения республики, помимо тех, что работают при правительстве».
Правда, на конгресс приехали не только общественники, но и простые граждане, и молодежь, и уважаемые старейшины. Например, 92-летний Вартхел Харсиев, несмотря на почтенный возраст, вместе со всеми добирался до Москвы на автобусе.
«Я приехал защищать свои права, - пояснил он. - В апреле руководство республики решило без согласия народа отказаться от прямых выборов, а президента утверждать через парламент. Я заявлял тогда свой протест, но власти нас не слышат. И я решил поехать сюда — заявить, что руководство Ингушетии лишает нас конституционного права выбора».
Собственно, это же было главной причиной приезда всех участников. Апрельский Съезд ингушского народа, проведенный по решению Евкурова, здесь считают нелегитимным.
«Туда постарались собрать всех самых лояльных, из 358 делегатов больше 100 просто не допустили - тех, кто мог по-другому высказаться, - вспоминал один из участников. - В итоге тот слет чиновников большинством проголосовал за отказ от прямых выборов».
Тут же это решение одобрил парламент. А это значит, что руководство республики, скорее всего, на ближайших выборах будет просто переназначено. Что устраивает далеко не всех жителей Ингушетии. Республиканская общественность о своем несогласии громко заявила еще неделю назад, на специальной пресс-конференции, также в Москве.
«А когда мы вернулись в республику, начался прессинг, нас вызывали в прокуратуру, требовали объяснений по тем фактам коррупции, что мы обнародовали, - говорит сопредседатель общественного движения «Мекх-Кхел» Сараждин Султыгов. - Хотя им эти факты и раньше были известны. Мало того, главный организатор той конференции сейчас находится за решеткой».
Главу оргкомитета Конгресса Илеса Татиева за три дня до съезда задержали в Москве и спецрейсом доставили в Ингушетию, в ИВС. И по странному совпадению, именно в день конгресса, (в воскресенье!) суд арестовал его на два месяца. Видимо, в назидание другим делегатам. После случившегося с Татиевым участники конгресса уже были готовы к любым провокациям.
В полицию за 300 тысяч
Член Всеингушского гражданского совета Дауд Гаракоев открыл конгресс своим докладом о ситуации в республике. «За 5 лет, что Евкуров возглавляет Ингушетию, обстановка ни на йоту не изменилась. Несмотря на колоссальные средства - 85% бюджета республики - выделяемые из федерального центра, - тут же Гаракоев привел несколько показательных цифр. - Например, за 2011-2012-й годы в развитие образования вложено 500 млн. рублей, школы можно озолотить на эти деньги, но мы не видим никаких изменений. На строительство жилья для беженцев Чечни и детей-сирот выделено за два года 329 млн. федеральных денег, ни одного кв. метра для них не построено! Зато возвели 558 коттеджей для жителей оползневой зоны. При этом, квкв. метр жилья в этих домах обошелся почему-то в 80 тысяч рублей, при рыночной стоимости всего в 20 тысяч. В феврале Евкуров рапортовал Путину, что построено свыше 50 промышленных объектов; по нашим подсчетам, сдано не более 25 сооружений, - продолжал Гаракоев. - На строительство и оборудование ветлечебниц направлено 225 млн., при этом реально построено на 50 млн. Где остальные деньги? Притом, бюджет республики абсолютно непрозрачен, его нигде даже нельзя посмотреть, его нет на сайте Минфина».
Но самой больной проблемой для населения является даже не коррупция, не жилье и не школы, а массовая безработица. Ингушетия - молодая республика, средний возраст здесь 24-25 лет. Трудоспособного населения 320 тысяч человек, из них почти половина безработные.
«В 2011-м году Евкуров на встрече с Медведевым заявил, что безработица снизилась на 8%, в феврале Путину пообещал, что уменьшит еще на 30%. Это ведь больше 50 тысяч рабочих мест, каким образом, откуда они появятся? - говорил Дауд. - Когда мы ехали сюда, в автобусе я специально спросил, кто из попутчиков работает. Руку поднял 1 человек из 60. Этим работающим оказался не молодой человек, а пенсионер МВД, ветеран боевых действий Исса Муржхоев».
«Я работаю за 5000 водителем в музыкальной школе, где у меня жена директором. У нее зарплата 10 тысяч, - рассказал он. - Было 20, но ей снизили, потому что отказывалась некоторые требования властей выполнять. Хотя недавно ей все-таки навязали в замы человека — киоском владеет, муниципальный депутат, не знает ни одной ноты. Но кто-то пристроил. А простым людям, чтобы получить работу, надо платить. Место рядового милиционера, например, стоит 300-350 тысяч рублей. Ко мне, как к ветерану, приходят ребята за поручительством, у них уже кредиты у всех, деньги приготовлены. Зарплата ведь хорошая по нашим меркам — 32 тысячи. Вот они за 10 месяцев отбивают затраты на устройство».
Единогласно против
Свое недовольство ситуацией и руководством республики выражали все выступающие, среди которых были известные в Ингушетии деятели культуры, спортсмены, бывшие чиновники высокого уровня.
«Мне вся ситуация стала ясна с первого взгляда, - Казбек Чемхильгов занимал пост министра строительства Ингушетии в 2009-м. - Все работает по формуле коллективной безответственности руководителей. Потому я ушел с поста через два месяца, мое имя мне дороже работы в такой компании».
От слов решили перейти к делу — голосованию по повестке. Почти все предложения организаторов получили одобрение делегатов. В частности, требование возврата прямых выборов, обращение по этому поводу в Конституционный суд РФ, и проведение на эту тему референдума. Участники единогласно признали расходование выделяемых республике федеральных средств неэффективным. Также поддержали и требование к главе республике добровольно сложить полномочия. Бурную дискуссию вызвал вопрос — обращаться ли с тем же требованием и к депутатам парламента, голосовавшим за отмену выборов. Одни говорили, что «мы этот парламент не избирали» и призывали к роспуску. Другие возражали, что «кто-то же должен остаться у власти».
Слово снова взял Дауд Гаракоев: «Механизмы самороспуска парламента очень сложны, предлагаю направить обращение депутатам, а также в президиум «Единой России», чтобы обязать их пересмотреть свое решение. Тогда мы могли бы этот парламент простить и дать ему шанс».
В итоге конгресс принял резолюцию, которую намерены в ближайшее время направить президенту Путину. Кроме того, участники заявили, что Конгресс отныне будет работать на постоянной основе. Как своеобразный «народный парламент», национальный форум, куда людей собирают не по принуждению или политическому интересу.