Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:15
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

«Мы наблюдаем эволюцию ВИЧ в реальном времени, и мы видим, насколько быстро она происходит»

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В конце марта в Москве прошла конференция «Аналитическая надежность и диагностическая значимость лабораторной медицины». О современных лабораторных методах диагностики таких опасных и распространенных инфекционных заболеваний, как ВИЧ , гепатит С и В, и о мутациях этих вирусов корреспонденту Infox.ru рассказала Анжела Вокел, руководитель направления по научным исследованиям Диагностического подразделения компании Abbott по Европе, Ближнему Востоку и Африке.

- Анжела, расскажите, с тех пор, как в 1981 году впервые был обнаружен ВИЧ, что изменилось в лабораторных методах исследования этого вируса?

Компания Abbott была одной из первых, кто ввел на рынок методы обнаружения гепатита B и ВИЧ в 1970-80-е годы. Вскоре стало известно, что ВИЧ обладает высокой вариабельностью (изменчивостью) генома, поэтому разнообразие вариантов ВИЧ крайне велико. Например, существует ВИЧ первого и второго типа – ВИЧ -1 и ВИЧ-2 и еще несколько минорных типов, каждый из которых делится на группы - М, N, O, P, а каждая группа состоит из нескольких субтипов, внутри которых формируются варианты.

В каждом отдельном больном, инфицированном ВИЧ, этот вирус развивается и видоизменяется. Поэтому, во время лечения необходимо наблюдать за тем, какие мутации происходят. К тому же, некоторые варианты приобретают устойчивость к определенным лекарствам.

В диагностике, как правило, используются тесты для одной разновидности ВИЧ, то есть часто тесты чувствительны к одним разновидностям и нечувствительны к другим. Такие тесты могут вводить в заблуждение, когда мы видим одно, но не видим другое.

Очень важно выявлять все разнообразие, всех вариантов, поэтому компания Abbott и взаимодействует с учеными, ища и разрабатывая новые диагностические решения. К тому же, часто во время наших исследований мы обнаруживаем новые варианты ВИЧ и впервые их описываем. Поэтому подобные исследования имеют еще и фундаментальное значение. Изучая все разнообразие ВИЧ, мы наблюдаем его эволюцию в реальном времени, и мы видим, насколько быстро эта эволюция происходит.

- Как быстро происходят эти мутации, сколько вариантов ВИЧ известно на данный момент? Можно ли сравнить скорость этих мутаций с мутациями вируса гриппа?

Если сравнивать генетическое разнообразие ВИЧ и вируса гриппа, то оказывается, что разнообразие ВИЧ, как минимум, в сотни раз больше разнообразия вируса гриппа. При этом, неспециалистам часто кажется, что разнообразие вируса гриппа велико, ведь каждый год появляются его новые разновидности. Но исследования показывают, насколько, например, стабильнее вирус гриппа AH1, по сравнению с ВИЧ.

Важное следствие этого - для вируса гриппа мы успешно научились производить вакцину на каждый год, для ВИЧ вакцины пока не существует по нескольким причинам, и происходящие мутации – это одна из них. Другая причина – отсутствие нейтрализующих антител.

-Расскажите о программе AbbottGlobalSurveillanceProgram, о ее задачах, о том, что уже удалось сделать.

Цель этой программы – собрать базу данных по всем возможным вариантам ВИЧ, сейчас мы расширили программу и добавили в нее данные по гепатиту В. Это глобальная программа – фактически она отслеживает появление новых разновидностей этих вирусов по всему миру.

Мы сотрудничаем со многими регионами, прежде всего, это «горячие точки», где количество ВИЧ-инфицированных особенно велико – это районы южнее Сахары, западная Африка, Камерун, Юго-восточная Азия (Таиланд). В России и на Украине мы также наблюдаем появление новых вариантов вируса.

Эта программа стартовала в 1996 году, когда была определена первая разновидность ВИЧ. Сейчас программа приобретает все более глобальный масштаб. В настоящее время, например, известно около 25 тысяч вариантов ВИЧ-1.

- Какие методы используются для описания вариантов ВИЧ?

Это, прежде всего, глубокое секвенирование. То есть, по сути, это анализ генетического состава различных вариантов. Но, чтобы обнаружить их в разных тестируемых образцах, нужны специфические методы анализа.

-Эти методы, скорее, применяются для научных исследований. Но в диагностической и лечебной практике употребляются ведь другие методы. Например, метод ARCHITECTAg/AbCombinationAssay. В чем его новизна и преимущества перед традиционными методами?

Это диагностический метод, с помощью которого можно одновременно определять антитела и антигены к ВИЧ. Это позволяет выявлять заболевания на более ранней стадии, по сравнению со всеми тест-системами предыдущего поколения. Поскольку этот тест определяет наличие как антигенов, так и антител к ВИЧ, он способен идентифицировать присутствие инфекции на несколько дней раньше, чем другие методы анализа, определяющие только наличие антител.

Ранняя диагностика очень важна в борьбе с распространением вируса, поскольку, по предварительным подсчетам, во многих случаях (до 50%) заболевание передается от людей, инфицированных недавно. Ранее, до возникновения комбинированных тестов, были тесты антительные (определяют антитела к ВИЧ) и антигенные (определяют р24 антиген ВИЧ). Комбо-тест – это два типа тестов, соединенные вместе и доведенные до максимально хороших показателей специфичности и чувствительности.

- Что касается гепатита С, сейчас количество инфицированных увеличивается во всем мире, в том числе и в России. Как ведет себя этот вирус и в чем основная причина такого роста заболеваемости ?

Заражение гепатитом С происходит в основном при парентеральных манипуляциях: при употреблении психоактивных препаратов внутривенно и в меньшей степени внутрибольничное инфицирование. Основная проблема в том, что болезнь протекает бессимптомно, симптомы могут не проявляться в течение 20-ти лет и даже дольше, при этом, когда симптомы проявляются, то часто оказывается, что болезнь лечить уже поздно. Основная задача для борьбы с гепатитом С – это своевременное обнаружение этого вируса, а для этого необходимы скрининговые программы.

Например, по статистике, в Японии существует большое количество инфицированных гепатитом С, сейчас там стартует программа, когда каждый человек моложе 40 лет проходит тестирование на наличие этого вируса. Европейская комиссия также очень активно участвует в продвижении подобных программ, например, в Шотландии проводится несколько кампаний, в рамках которых все люди, которые находятся в группе риска, проходят тест на гепатит С, и если вирус обнаружен, то пациенты получает адекватную терапию.

-Как, по Вашему мнению, изменятся в будущем методы лабораторной диагностики?

Я считаю, что сейчас методы лабораторной диагностики недооцениваются. Например, больница тратит на лабораторные тесты в среднем 4% от бюджета , в то время как приблизительно 70% диагнозов ставится врачами на основании результатов лабораторных тестов. То есть важно понимать, что успех лечения во многом зависит от лабораторных методов исследования.

Я думаю, что технологии будут развиваться, но не стоит ожидать быстрого появления каких-то революционных методов, как, например, было с внедрением метода ПЦР-диагностики. Это был революционный подход, который полностью изменил взгляд на диагностику, и на то, какие препараты работают лучше.

Сейчас одна из наших важных задач - посмотреть, как происходит появление новых вирусов, как они эволюционируют. В любом случае, молекулярные методы позволяют изучить механизмы болезни.

Реклама