Магазины обманывают покупателей, предупреждая о невозможности сдать товар, купленный на распродаже или по акции. Вещи можно сдавать, если найти недостаток, не указанный продавцом при уценке.
Заявления продавцов о том, что товары, продающиеся со скидкой или по акции, не подлежат обмену и возврату, нарушают закон о защите прав потребителей.
Товар не подлежит возврату и обмену по 25-й статье закона о защите прав потребителей как товар надлежащего качества только в случае, если на него была скидка в результате уценки при наличии недостатка. Этот недостаток должен быть обязательно указан продавцом. На уцененных товарах должны быть ценники, полностью соответствующие закону. Таким образом все требования относительно предоставления информации о наличии недостатков в товаре будут соблюдены.
«Если продается вещь с оторванной пуговицей, и поэтому она продается со скидкой, то на чеке должно быть написано, что уценка произведена по следующим причинам», -- объясняет юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Мария Свиридова. Если потребитель выявит другой недостаток, не указанный в качестве причины уценки товара (например, некачественная ткань вещи), то он имеет право предъявлять претензии в соответствии с 18-й статьей («Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков») закона о защите прав потребителей.
«В дисконт-центрах или на распродажах в обычных магазинах очень часто можно увидеть предупреждение о том, что товар, купленный со скидкой, возврату и обмену не подлежит. Это неправда», -- говорит Мария Свиридова. Купленные со скидкой товары можно обменять или вернуть, даже если это подарок от магазина в рамках акции. «Если товар некачественный или технически сложный, то есть может прийти в негодность, его можно сдать», -- утверждает юрист.
Покупатели часто оказываются в неудобных ситуациях из-за собственной невнимательности. В ОЗПП Infox.ru рассказали о клиентке, которая покупала ноутбук в магазине «Эльдорадо» по акции, согласно которой третья покупка, пробитая в чеке, идет за полцены. Женщина пробивала третьим ноутбук, купив два дешевых предмета из комплектации. Только на кассе покупательница поняла, что скидка действует только на самый дешевый товар, то есть на компьютерную мышь.
Ее возражения на кассе не приняли - продавец объяснила, что хоть и мелкими буквами, но на товаре условия акции прописаны. В итоге скидка с покупки получилась очень незначительная. PR-директор сети «Эльдорадо» Илья Новохатский подчеркнул, что инцидент произошел исключительно по невнимательности покупательницы, так как условия акции о том, что товары сортируются по стоимости, прописаны в рекламе. «И в рекламе, и нашими продавцами это обговаривается. По закону о рекламе мы обязаны это делать», -- отметил он.
По словам юриста ОЗПП Дмитрия Лесняка, в соответствии с законом о рекламе продавец может не указывать все условия акции в буклетах и рекламных роликах. «В рекламе должно быть только существенное условие. Вся информация для потребителя должна быть предоставлена в конкретной торговой точке», -- поясняет он. «Принципиальный вопрос – была ли возможность у клиента отказаться от покупки товара, если он только на кассе обнаружил, что неверно воспринял эту информацию. В этой ситуации должна быть обеспечена возможность отказа от покупки», -- заключил юрист.