Правозащитники констатируют рост числа жалоб на задержки поставок автомобилей, купленных в российских дилерских сетях, в том числе на кредитные средства. Причина задержек -- финансовые трудности или недобросовестность продавцов, утверждают юристы.
По словам председателя Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова, чаще всего задержки поставок происходят, когда потребитель заказывает дорогостоящее электрооборудование или автомобиль.
«Автосалоны в кризис часто задерживают поставку машин, путают комплектацию. В общем, прокручивают деньги клиента очень долго», -- говорит он.
Такие задержки случаются очень часто, констатирует Михаил Аншаков. «Особенно это происходит, когда потребитель заказывает товар с доставкой. Когда вы приходите в автосалон и заказываете автомобиль определенной комплектации, сроком доставки вам ставят, допустим, 30 дней, а получается, что и сорок дней, и два месяца ничего не приходит», -- говорит он. «Во всех случаях, когда отсрочка берется поставщиком между заказом и поставкой, очень часто нарушаются сроки», -- добавляет глава ОЗПП.
По его словам, жалоб от потребителей относительно задержек поставки авто в ОЗПП приходит «десятка два-три в месяц». Чаще всего претензии предъявляют к автосалонам компаний Major auto, «Восток-Авто» (официальный дилер Hyundai Motor в Санкт-Петербурге), «Пеликан-Авто» (официальный дилер Nissan) и «Диверс Моторс» (дилер концерна Volkswagen).
Менеджер отдела продаж компании «Диверс Моторс» подтвердил, что «жалобы и нарекания есть». «Да, мы судимся», -- говорит он.
Информацию о многочисленных жалобах на задержки сроков поставки автомобилей в компании Major auto начальник отдела продаж Евгений Павлычев назвал «абсолютно неверной». «У меня есть отчет, в котором по поставкам у нас стопроцентное удовлетворение клиентов, -- опровергает он. -- Возможно, такие ситуации возникали раньше, в 2008 году. Сейчас – нет».
В случаях задержки поставок необходимо обращаться за судебной защитой, советуют юристы. По словам Михаила Аншакова, в данной ситуации закон «жестко защищает потребительские права».
На недобросовестного продавца можно подать в суд и взыскать с него неустойку. За задержку поставки размер неустойки, предусмотренный законом, составляет 0,5% в день от суммы покупки. Деньги, заплаченные по кредиту, также можно взыскать, так как, заплатив, потребитель понес убытки.
Помимо неустойки суд возьмет штраф в размере 50% от суммы иска потребителя. Неустойки и пени могут превышать сумму предъявляемых потребителем претензий в 2-3 раза.
Если поставка товара совсем затянулась, то потребитель может отбить какие-то издержки в суде, но в случае использования кредитных средств могут возникнуть проблемы.
«Отношения с банком, который вам выдал кредит, и отношения с продавцом товара – это два разных по своей сути вида правоотношений», -- говорит старший юрист юридической группы «Яковлев и партнеры» Павел Яцковский. «При получении кредита банк оплачивает за вас всю стоимость товара полностью, и ему совершенно неинтересно, пользовались ли вы в это время автомобилем или нет. Главное для банка – это получение денег и наличие страховки, если машина проплачена им», -- объясняет он.