Таможня завышает цены на ремонт инфраструктуры, начисляет премии проштрафившимся сотрудникам, платит за секретность тем, кто не имеет доступа к секретам, и ремонтирует машины за наличные, а не по гарантии -- к таким выводам пришли в Контрольно-ревизионном управлении Федеральной таможенной службы. Ущерб превысил 45 млн руб.
Общая сумма выявленных в 2009 году финансовых нарушений в таможенных органах России превысила 45,4 млн руб. В отчете Контрольно-ревизионного управления Федеральной таможенной службы (есть в распоряжении редакции) отмечено, что в 2009 году объем нарушений уменьшился на 15,2% по сравнению с 2008 годом. В материалах указано, что оценки других ведомств существенно выше: Росфиннадзор выявил неэффективное использование бюджетных средств на 116,5 млн руб. Деньги были засчитаны как эксплуатационные расходы на обслуживание неиспользуемой инфраструктуры.
В 2009 году контрольно-ревизионные подразделения ФТС провели в ведомстве 88 плановых ревизий и 17 внеплановых контрольных мероприятий. Ревизорам удалось возместить менее 9,4 млн руб., то есть лишь 20,6% общей суммы нарушений. В управлении констатировали ослабление контроля финансово-хозяйственной деятельности ФТС и снижение персональной ответственности должностных лиц.
Многие из выявленных в результате этих проверок нарушений в ФТС типичны для всех госструктур. Это необоснованный выбор поставщиков, подрядчиков и исполнителей в результате формально проводимых ФТС тендеров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Помимо этого, в госконтрактах, заключенных ФТС, часто указывалась лишь «ориентировочная стоимость» работ и товаров, их комплектация, а иногда не было и ее. Во многих договорах отсутствовали графики выполнения работ, их смета и другие сведения, предусмотренные законом. В ряде подразделений ФТС, в том числе на Шереметьевской таможне, выявлены случаи уклонения от проведения тендеров и дробления общей суммы оказания одноименных услуг.
В отчете также говорится, что таможенники часто не соблюдали условия и регламенты выполнения ремонта и обслуживания объектов таможенной инфраструктуры, автотранспорта и технических средств, соглашались на непредусмотренные расценки, оплачивали завышенные объемы выполненных работ, заказывали работы без должного обоснования. Все это привело к неправомерному расходованию бюджетных средств, отмечается в документе контрольно-ревизионного управления ФТС.
Ревизоры выявили «значительное количество» нарушений и при начислении зарплат и премий работникам таможни. Контрольно-ревизионное управление отмечает, к примеру, что премии выплачивались должностным лицам, имеющим дисциплинарное взыскание. При выплате премий не учитывалось отношение премируемых к выполнению должностных обязанностей и их личный вклад в выполнение задач. Кроме того, «допускалась неоднократная выплата премий за одни и те же показатели», а надбавки за секретность иногда начинали выплачиваться до подписания соответствующего приказа, в размере, не соответствующем нормам, а также тем сотрудникам, которые вообще не работали с секретными сведениями.
В отчете также приводятся примеры того, как расходы на приобретение проездных билетов на общественный транспорт возмещались должностным лицам, находящимся в отпуске или командировке.
В Региональном таможенном управлении организации силового обеспечения под видом ремонта технических средств из комплектующих собирались новые системные блоки.
В Уральской оперативной таможне установлены случаи оплаты ремонта автомобилей во время нахождения на стоянке. Ревизоры выявили также случай, когда автомобиль, находящийся на гарантийном сроке эксплуатации, ремонтировался в автосервисе, не являющемся дилером завода -- изготовителя автомобиля, что автоматически освобождало завод от гарантийных обязательств, и ремонт производился за деньги.
Infox.ru не получил ответ на письменный запрос в ФТС.