Сокращение выпуска печатной продукции в типографиях, вызванное кризисом, оставило без работы сборщиков макулатуры. А работать с населением практически невозможно из-за бюрократических барьеров, жалуются они. Фабрикам по изготовлению из макулатуры новой бумаги, в том числе туалетной, не хватает сырья.
Бизнес по сбору макулатуры не процветал и до кризиса, говорит пресс-секретарь лесной программы «Гринписа России» Вера Бакашева: «Многие пункты отказываются от нее из-за невыгодности». На карте Москвы, составленной «Гринписом» еще до начала кризиса, отмечено всего 18 пунктов приема макулатуры. «Сейчас, наверное, многие из них уже не работают», – подозревает эксперт.
По ее словам, препятствиями для развития макулатурного бизнеса были административные барьеры для предпринимателей и «фактическое отсутствие рынка вторсырья». «Сборщики макулатуры подвергаются различным проверкам, и им не предоставляется никаких льгот», – жалуется Вера Бакашева.
«Чтобы собирать и обрабатывать макулатуру, нужно получить лицензию в Ростехнадзоре, – рассказывает заместитель генерального директора компании «Эковтор М» Андрей Андрианов. – Лицензия подразумевает постоянный контроль, дополнительные платежи, проверки санитарно-эпидемиологических инспекций, выполнение лицензионных требований – и пошло-поехало».
«Для того чтобы этим бизнесом заниматься, нужен земельный участок, а вы знаете, сколько в Москве и Подмосковье стала стоить земля, – продолжает эксперт. – Наверное, есть множество способов распорядиться этой землей с большей выгодой, чем заниматься на ней переработкой вторичного сырья».
Работа с частными клиентами, сдающими небольшие объемы макулатуры, почти не ведется. «Желающих сдавать макулатуру среди простых людей много, но чтобы заработать приличные деньги, надо доставлять макулатуру в большом количестве -- не у всех есть такая возможность», – говорит Олег, менеджер компании по сбору макулатуры Global Green. По его словам, в настоящее время розничные цены на макулатуру составляют всего около 80 копеек за килограмм.
Работу с населением затрудняют и бюрократические сложности. «С юридическим лицом понятно: они привозят нам макулатуру и выписывают счет, а мы им – накладную и счет-фактуру, – говорит Андрей Андрианов. – А как быть, если бабушка приносит сто газет? Чтобы ей за них отдать деньги, нужен кассовый аппарат либо мы должны записать ее паспортные данные и выдать наличные деньги. Тут возникают сложности с налоговой».
С еще большими трудностями сборщики макулатуры столкнулись с началом кризиса из-за отсутствия спроса со стороны переработчиков бумаги. «После нового года фабрики перестали принимать макулатуру на переработку, некоторые компании стали закрываться, а мы работали вообще вхолостую», – вспоминает Андрей, владелец небольшого предприятия, занимающегося сбором макулатуры.
«Из суммы, которую нам платят переработчики макулатуры, мы должны закупить макулатуру у населения, отсортировать ее, заплатить лицензионные сборы, арендную плату, платежи за загрязнение окружающей среды и другие платежи контролирующим органам, выплатить зарплату сотрудникам, и после этого еще прибыль должна остаться. С тех пор как начался кризис, так работать не получается», – разводит руками заместитель главы «Эковтора М».
Предприниматели говорят, что деятельность фабрик по переработке бумаги в последнее время стала оживать и уже фабрикам стало не хватать сырья, так как кризис уменьшил число сборщиков макулатуры и предложение сырья.
Главными поставщиками макулатуры для ее сборщиков остаются типографии. Отходы их производства – обрезки бумаги после печати книг, газет и тетрадей становятся главным сырьем для макулатурщиков. «Заказов нет, поэтому и отходов нет, – говорит начальник отдела административно-хозяйственной службы Московской типографии № 2 Александр Фаниев. – Да и печатать сейчас стараемся экономнее, чтобы было как можно меньше отходов. Поэтому и макулатуры сдаем в лучшем случае одну машину в месяц».
На типографии жалуется и представитель торгового дома «Втортрейд». «Из-за падения производства на типографиях и наш оборот сильно упал, упали и наши поставки заводам, где мы размещаем заказы на туалетную бумагу, салфетки, то есть на стратегическое сырье», – шутит он.
Менеджер компании Global Green жалуется на «полное отсутствие помощи от государства»: «Все выживают сами. Крупные игроки пока держатся. Мелкие банкротятся». Он надеется, что с оживлением всей экономики и макулатуры станет больше, из-за этого количество фирм, занимающихся сбором макулатуры, может вырасти. Но новые заводы по переработке макулатуры вряд ли появятся. Владелец частной компании по сбору макулатуры Андрей даже не уверен, может ли рассчитывать на какие-либо субсидии или льготы от государства. «Какая-то государственная программа по поддержке сбора вторсырья вроде бы есть, и нам должна выделяться какая-то помощь, но пока это только на бумаге, – сетует он. – Чтобы подпасть под действие этой программы, надо собрать такой пакет документов, что на это не хватит и полгода».