В понедельник НК «Роснефть» заявила, что ее розничная сеть на острове Сахалин работает бесперебойно, в штатном режиме. Однако есть риск, что топливный кризис так и не будет преодолен, а в росте цен будут виноваты местные антимонопольные органы, которые могут обязать «Роснефть» отпускать свою продукцию перекупщикам.
Как пишет издание Росбалт, второй раз за этот год на Сахалине разразился топливный кризис. На АЗС так называемых независимых продавцов рост цен на нефтепродукты доходит до 7 руб. за литр. Неожиданный скачок привел к очередям возле заправок «Роснефти», где стоимость топлива осталась на прежнем уровне.
В 2011 году бензиновый кризис поочередно лихорадит российские регионы. Напряженная ситуация с моторным топливом в течение года наблюдалась в Кемеровской области, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодаре, Новосибирске, Иркутске, Мурманске, Ярославле и других регионах. Но в большинстве из них на решение проблем с дефицитом топлива потребовалось от нескольких дней до пары недель. А вот Приморье как вступило летом в кризис, так до сих пор из него никак не выберется.
Первая волна кризиса на Сахалине случилась еще в июне, когда независимые трейдеры области практически полностью перестали торговать нефтепродуктами. Тогда Приморское УФАС пришло к выводу, что причинами перебоев стали проблемы с доставкой бензина в регион по железной дороге и ограниченное предложение на товарно-сырьевых биржах, из-за чего частные компании в крае остались без топлива. Все эти проблемы в регионе до сих пор не решены. Большая часть независимых трейдеров края до сих пор живет, перебиваясь за счет разовых спекулятивных сделок, так и не переориентировавшись на постоянную и стабильную работу.
Начало второй волны кризиса в регионе Приморское случилось в ноябре, когда на розничном рынке нефтепродуктов в крае возникла напряженная обстановка. Как пишет Росбалт, вероятно, к концу года эти компании решили поправить свои дела за счет сахалинских потребителей. В результате во второй половине декабря у независимых продавцов цены подпрыгнули на 25%. На что водители отреагировали высоким спросом и очередями на АЗС ООО «Роснефть-Востокнефтепродукт», где топливо продается по привычным ценам, скорее всего рыночно обоснованным, т.к. больших ценовых потрясений нефть за последнее время не испытывала. Причем из боязни, что бензин пропадет совсем, водители закупают его в больших объемах, даже если ради этого приходится стоять по несколько часов в очереди на АЗС
Чтобы снизить ажиотаж, ОАО НК «Роснефть» официально заявила о том, что вся розничная сеть компании на Сахалине работает бесперебойно. Ресурсов компании хватит с лихвой, чтобы обеспечить потребности всех покупателей острова в бензине и дизтопливе, даже с учетом ажиотажного спроса (задействованы дополнительные бензовозы, на остров направлены танкеры с топливом). Сети «Роснефти» в регионе обеспечены на девять дней по бензину и 13 дней по зимнему дизельному топливу. А с учетом нефтепродуктов в пути — более 20 дней по бензину и 28 — по дизельному топливу. Руководство компании заверило жителей Сахалина в отсутствии проблем с нефтепродуктами и в том, что на заправках «Роснефти» всегда будет топливо высокого качества по умеренным, рыночно обоснованным ценам. При этом компания отметила в своем официальном заявлении, что «любые ценовые спекуляции игроками топливного рынка являются некорректными и социально безответственными».
Впрочем, усилия производителей бензина могут не дать результата. Решение «Роснефти» не отпускать посредникам свою продукцию до нормализации ситуации на острове не устраивает местных антимонопольщиков. То есть теперь в кризисе, по мнению Приморского УФАС, виновата «Роснефть», которая в связи с резким ростом цен на топливо на АЗС независимых поставщиков-перекупщиков «Роснефть» перестала снабжать их своей продукцией. Как пишет Росбалт, складывается впечатление, что в Приморском УФАС заинтересованы в том, чтобы одни и те же объемы топлива продавались на острове, но с большими наценками, а деньги простых жителей перекачивались в карманы бензиновых спекулянтов. Таким образом, местные власти демонстрируют приверженность рыночным принципам, но за счет кошелька своих жителей.
Интересно, что минувшим летом во время первого бензинового дефицита на острове, когда независимые поставщики остались без топлива, Приморское УФАС критиковало компании «Приморнефтепродукт» и «РН-Востокнефтепродукт» за то, что те в условиях дефицита подняли свои розничные цены в среднем на 5%, то есть где-то на один рубль. Теперь, когда тот же «РН-Востокнефтепродукт» пытается удержать цены, антимонопольщики снова недовольны, выступая в поддержку перекупщиков, которые продают топливо, задрав цены на 20-25%.
Если независимые перекупщики заберут себе, вопреки предупреждениям «Роснефти», часть объемов ее топлива, то абсолютно точно станут продавать нефтепродукты по спекулятивным ценам, и подконтрольная государству компания уже не сможет обеспечить всех желающих нужным объемом топлива по доступным ценам. Как это отразится на ценах на топливо на всем Дальнем Востоке, предсказать не сложно. Таким образом, Приморский УФАС за несколько дней до Нового года вполне может дать старт бензиновому кризису следующего года, предупреждают эксперты рынка.