Новый сезон чемпионата «Формулы-1», ставший 60-м в истории, уже со старта в Мельбурне обещает быть одним из самых зрелищных по накалу событий на трассе и вне нее. Гран-при Австралии завершился, а его результаты еще могут быть пересмотрены.
Первая громкая сенсация минувшей гонки -- лидерство британской команды «Браун», для которой сезон стал дебютным. «Браун» сменила «Хонду», покинувшую чемпионат из-за финансовых проблем, теперь же ее пилоты Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло возглавляют общий зачет после первого этапа.
Злоключения «Тойоты» начались еще после квалификации, в которой Тимо Глок и Ярно Трулли показали шестой и восьмой результаты соответственно. Но осмотр машин после квалификации показал, что их задние антикрылья оказались слишком гибкими. «Тойота» в итоге исправила нарушение, но оба гонщика стартовали в гонке из боксов.
В воскресенье же приключения Трулли продолжились. Оказалось, что он с нарушением правил обогнал Хэмилтона во время присутствия машины безопасности на трассе, за что получил 25 секунд штрафа после финиша.
«Мне сложно сказать, насколько сильно я раздосадован пересмотром результатов гонки, -- передает слова Трулли официальный сайт «Формулы-1». -- Когда машина безопасности выехала на трассу к концу гонки, Льюис уже обогнал меня, но потом неожиданно сбросил скорость и съехал с трассы. Я подумал, что у него возникли проблемы, и совершил обгон -- просто потому, что мне больше ничего не оставалось делать».
При этом Хэмилтон после финиша рассказал, что пропускал Трулли сам. Итальянец, ехавший впереди, вылетел в траву, после чего Хэмилтон по радио получил указание пропустить Трулли.
После наложения 25-секундного штрафа Трулли оказался на 12-м месте, а Хэмилтон переместился на третью строчку финишного протокола. «Тойота» сразу заявила о намерении подать апелляцию. «Мы заполнили апелляцию, теперь нам нужно время, чтобы изучить сведения по этой ситуации», -- заявил глава команды Тадаши Ямашина.
Однако у Международной федерации автоспорта (FIA) есть свое мнение по поводу возможной апелляции «Тойоты»: протест японской конюшни могут не принять. «Стюарды сообщили им, что на наказания подобного рода не разрешено подавать апелляции», -- сообщил представитель FIA изданию Autosport. Но у «Тойоты» есть 48 часов после окончания гонки, чтобы обдумать текст апелляции.
14 апреля соберется апелляционный суд FIA, но поводом к этому стал другой скандал. Команды «Браун», «Тойота» и «Уильямс» нашли лазейку в регламенте и сумели добиться серьезного преимущества в конструкции диффузоров. Эти элементы аэродинамики оптимизируют воздушные потоки под днищем болида и создают область низкого давления, что увеличивает прижимную силу, способствуя эффективному прохождению поворотов.
Перед нынешним сезоном технический регламент соревнований сильно изменился. FIA постаралась максимально снизить роль аэродинамики, что в первую очередь повлияло на конструкцию антикрыльев. FIA таким образом стремилась повысить зрелищность гонок. Дело в том, что сложные конструкции образовывали во время движения воздушные завихрения за болидами и обогнать такую машину было трудно.
Но «Браун», «Тойота» и «Уильямс» сумели частично компенсировать потери за счет диффузоров, которые при этом завихрений не создают. «Феррари», «Ред Булл», «Рено» и «БМВ-Заубер» подали протесты перед Гран-при Австралии, но они оказались отклонены. После этого «Феррари», «Ред Булл» и «Рено» подали апелляции.
До заседания апелляционного суда результаты Гран-при Австралии, а также предстоящего Гран-при Малайзии будут считаться предварительными.
Тем не менее FIA крайне редко в истории соглашалась с претензиями апеллирующих. Вряд ли произойдет это и 14 апреля. Успех «Брауна» и «Тойоты» радикально изменил соотношение сил на трассе. Их конкуренты в спешке ведут разработку альтернативных решений.
Все это обещает непредсказуемый и необычный характер борьбы в начавшемся сезоне, что способствует привлечению зрительского интереса.