Финские экономисты оценили различные сценарии изменения ВВП России в зависимости от степени жесткости санкций.
Старший экономист Института переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT) Хели Симола провела детальный анализ влияния различных санкционных мероприятий на экономику России и ее ВВП и пришла к выводу, что валовая добавленная стоимость в российской экономике может меняться по трем основным сценариям. Оценка велась в краткосрочной перспективе, с некоторыми допущениями, которые автор исследования прокомментировала отдельно.
В основу расчетов легли таблицы “затраты-выпуск”, которые позволяют оценить степень использования импортируемой продукции в различных отраслях экономики.
Оценивая российский импорт, экономист исходила из трех сценариев: актуальный санкционный режим, при котором прекращены поставки в Россию ряда технологий, товаров двойного назначения и т.д.); вариант расширенного эмбарго, при котором развитые страны полностью прекращают поставки; и сценарий полного эмбарго на импорт в Россию для всех стран Мира.
Согласно расчетам Симола, первый сценарий сократит валовую добавленную стоимость на 4%.В случае эмбарго на импорт из развитых стран потери добавленной стоимости достигнут 10%, а в отдельных отраслях экономики - в частности, в текстильной промышленности, в химическом производстве - и 20-30%.Условно-экстремальный вариант с полным прекращением поставок в Россию приведет к сокращению ВВП на 18%.
Принцип оценки влияния экспорта на ВВП аналогичен: специалист определяет долю российской экспортной продукции в той или иной отрасли, предполагает, что в случае эмбарго это доля производства целиком и полностью выбывает, а после оценивает эффект от такой выбывания на экономику России в целом.
При сохранении текущего уровня санкционного давления ВВП России снизится лишь на 1%. В случае полного эмбарго на импорт в развитые страны валовая добавленная стоимость снизится на 12%, в условиях полной экономической изоляции ВВП упадет на 25%.
По мнению аналитика, данный анализ призван служить исключительно иллюстрацией возможных вариантов развития событий. Хели Симола подчеркивает, что при оценке не принимаются во внимание особенности взаимодействия секторов импорта и экспорта, а также долгосрочная перспектива, в которой Россия может заместить часть выбывшего импорта внутренним производством или закупками на альтернативных рынках.Резюмируя экономист отметила, что Россия в конечном счете сможет смягчить последствия санкций для экономики как путем импортозамещения, так и переориентацией рынков импорта и экспорта.
Российские аналитики также оценивали развитие экономики в условиях санкций. В частности, эксперты Банка России полагают, что структуре российской экономике предстоит пройти 4 этапа трансформации прежде чем она придет к стабильному состоянию в новых условиях.
Пройдя через адаптацию, в ходе которой будет велика роль поддержки государством и перейдя к первичной подстройке, когда в условиях сложностей с импортом важное значение будут иметь посредники в торговле и “челночный” бизнес, экономика постепенно придет к стадии обратной индустриализации. Данный этап предполагает рост производства техники и технологий на довольно низком технологическом уровне.
В конечном счете экономика перейдет к стадии завершения структурной перестройки и обретет относительное равновесие. Перспектива развития экономики на этом этапе будет определяться степенью технологического отставания, возможностями экспорта, особенностями налоговой нагрузки и иными факторами. То или иное их сочетание, по мнению российских экспертов, темпы роста ВВП могут меняться в пределах 2% по сравнению с таковыми за последнее десятилетие.