По итогам 2024 года средняя скорость поездов в России снизилась на два километра в час и составила 35,7 километра в час, что соответствует уровню 1992 года.
Об этом сообщил Михаил Глазков, заместитель генерального директора РЖД и начальник Центральной дирекции управления движением, в интервью для «Известий».
Он отметил, что основной причиной данной ситуации стал беспрецедентный избыток вагонов, с которым не сталкивались ни в современное время, ни в СССР. На начале 2025 года на путях общего пользования находилось 1,382 миллиона вагонов, что почти в полтора раза превышает необходимое количество для перевозки грузов.
В РЖД опираются на данные Института экономики и развития железнодорожного транспорта, который определяет потребность страны в вагонах в 970 тысяч единиц. Таким образом, лишние 400 тысяч вагонов снижают скорость движения груженых составов.
Наибольшее влияние заторы оказывают на пропускную способность Восточного полигона (Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали), который в последние годы особенно загружен из-за перенаправления транспортных потоков с Запада на Восток.
50 лет назад стартовало строительство Байкало-Амурской магистрали. Какое будущее ожидает знаменитый БАМ? 31 июля 2024В частности, в октябре прошлого года в сторону загруженного состава одновременно движения находились около 400 пустых поездов, составляя 39 тысяч незагруженных вагонов.
Глазков отметил, что каждые 50 тысяч простаивающих вагонов на путях общего пользования снижают скорость движения на участке на 1-2 километра в час и требуют дополнительно 120-140 локомотивов и 600-650 бригад для транспортировки аналогичного объема груза. Между тем источник в одном из железнодорожных подрядчиов утверждает, что РЖД пытаются переложить вину, в то время как проблема избытка вагонов возникла из-за сложностей с инфраструктурой — ремонтов на сети и недостатка локомотивов и бригад.
По его словам, увеличение числа вагонов было известным заранее, и государство ставило соответствующие задачи, ориентируясь на которые операторы закупали подвижной состав. Консультант NEFT Research Александр Котов подтвердил, что снижение скорости поездов в большей степени связано с проблемами РЖД, чем с чрезмерным количеством вагонов.
По итогам года объем грузоперевозок РЖД снизился на 4,1 процента, составив 1,18 миллиарда тонн, что стало самым низким показателем с 2009 года. При этом финансовое состояние компании значительно ухудшилось, и, даже получив повышение тарифов выше уровня официальной инфляции, компания была вынуждена почти в полтора раза сократить инвестиционную программу. Сокращения также затронули ранее приоритетный Восточный полигон.