Минэкономразвития начало разъяснительную кампанию, целью которой стало повысить доверие к благотворительности и научить россиян отделять нормальные фонды от мошенников.
Провести кампанию в министерстве решили в рамках реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности, подписанной еще в июле 2021 года. Теперь же, когда все бумаги утверждены, начинается разъяснительная работа, пишут «Известия».
В Минэк уверены, что нужно показать россиянам разницу: где методы и способы сбора пожертвований ясны, а где они выглядят как свойственные для злоумышленников. Важно донести до граждан, как проверить сведения о сборах и не оказаться жертвой злоумышленников. Тогда и доверие к НКО у россиян вырастет.
Предполагается, что материалы кампании будут распространять региональные органы исполнительной власти. Также они станут доступны через участников программы #ЩедрыйВторник, которая объединяет НКО и малый и средний бизнес.
Откуда недоверие?
Тем временем в Минпросе констатирует печальную тенденцию: россияне по-прежнему не доверяют благотворительному сектору. По словам представителей ведомства, люди часто не могут отличить сбор вполне легальной НКО от сомнительного сбора в интернете или на улице.
Мнение министерства опирается на опрос ВЦИОМ, обнародованный в июне 2020 года. В нем сообщается, что 21% россиян не планируют что-то жертвовать в обозримом будущем, 41% не доверяет благотворительным фондам, а 80% уверены, что мошенничество, маскирующееся под благотворительность, весьма распространено в России.
Немного другие данные приводит Ирина Мерсиянова из НИУ ВШЭ. По ее данным, 49% жителей России полагают, что большинству НКО доверять не стоит, однако и 41% респондентов считают наоборот. По ее словам, уровень доверия авансом в 41% довольно высок.
Мерсиянова отметила простую тенденцию, чем выше уровень дохода россиянина, тем лучше он осведомлен об НКО и больше доверяет благотворителям. Другая заметная тенденция, по ее словам, в том, что люди меньше доверяют тем НКО, которые базируются в городах их проживания.
Повысить уровень доверия к себе НКО может, раскрывая источники дохода и публикуя подробные сведения о своих расходах. В случае этих действий у более чем 60% респондентов доверие к НКО возрастет.
Проблемы с наказанием
Как отмечалось несколько лет назад на конференции «Все вместе против мошенников», примерно 50% пожертвований попросту не доходит до адресатов. Популярность псевдоблаготворительность среди мошенников имеет потому, что жертвы нечасто обращаются к правоохранителям, а тем обычно проблематично доказать состав преступления.
Однако иногда злоумышленников удается прижучить. Так, житель Челябинской области получил полгода колонии-поселения после того, как заменил в чужом объявлении о сборе средств реквизиты на свои. Выгода в размере около 70 тыс. рублей обернулась в итоге реальным сроком.
Однако иногда мошенникам везет. Так, злоумышленник, установивший ящик для сбора денег от имени фонда «Милосердие», компенсировал жертвователям внесенные им средства и те отозвали обвинения.
Препятствием для жесткого наказания мошенников становится то, что добыча последних разово не превышает 2,5 тыс. При хищении суммы ниже этого уровня дела заводятся не уголовные, а административные. А правоохранителям нужно доказывать, что это не разные правонарушения, а единое продолжаемое преступление.
Как проверить благотворителя
Минэк разработал рекомендации по проверке добросовестности НКО или БФ. Вот несколько советов:
- Важно выяснить, реальная ли организация, есть ли ее контакты, представлены ли отчеты.
- Стоит учитывать, что добросовестные НКО собирают средства на расчетные счета. В свою очередь предложение перевести деньги на карту или электронный кошелек выглядит подозрительно.
- Чем ярче и эмоциональнее объявление, тем выше шанс, что вас хотят обмануть.
- У человека с переносным ящиком для сбора пожертвований должен быть с собой договор с НКО или доверенность на сбор денег.
- Стационарный ящик должен иметь инвентарный номер и быть опечатан.