Корпорация Boeing начала выплачивать компенсации авиакомпаниям за вынужденный простой на земле самолета 737 MAX. Суммарно авиакорпорации придется раскошелиться на сумму в 10 млрд долларов.
Первой авиакомпаний, которая договорилась с корпорацией Boeing о компенсациях стала исландская Icelandair. У нее не так много самолетов – всего шесть Boeing 737 MAX. Но исландцы первыми объявили, что Boeing согласился начать по ним выплаты. Сколько американская корпорация заплатит не раскрывается. Сами исландцы считают, что вынужденная посадка на землю шести самолетов обошлась им в снижение прибыли в 140 млн евро. Судя по всему, им удалось истребовать у корпорации не так и много. Сейчас они говорят, что негативное влияние от простоев самолетов составит 135 млн евро. Эта сумму уже учитывает компенсацию.
В любом случае так дешево, как с Исландией суммарно у корпорации не получится. Сейчас ведутся переговоры с большинством других операторов, использовавших Boeing 737 MAX. Консалтинговая компания IBA Group уже рассчитала, что суммарные выплаты корпорации Boeing за простой самолетов составят не менее 9 млрд долларов. Каждый день каждый самолет этой модификации, являющейся самой популярной в гражданском авиастроении, приносит корпорации убытки в 150 тысяч долларов. Именно столько придется платить за простой самолетов. При этом, судя по всему, в воздух они поднимутся не скоро. Так, ранее считалось, что сертификация самолетов и, соответственно, разрешения на полеты будут даны этим летом. Теперь такие планы сдвинуты на конец года.
Однако авиакомпании уже в них не верят и начали процесс консервации самолетов. Первым об этом объявила сингапурская SilkAir. Компания перегонит свои 737-е в австралийскую пустыню, где они и будут хранится. Это очень плохой знак для Boeing.
Убытки корпорации приносят не только выплата компенсаций. Прежде всего американцы теряют рынок и клиентов. Так, на этой неделе стало известно, что ирландский лоукостер Ryanair прекратил платить Boeing за заказанные им 737 MAX. Параллельно авиакомпания начала переговоры о выплате компенсаций. Разрыв с Ryanair очень серьезный удар по бизнесу корпорации – лоукостер планировал закупить 135 самолетов, причем уде в 2020 году их у него должно было быть 58.
Напомним, что проблемы корпорации возникли после двух авиакатастроф, в результате которых погибли 346 человек. Расследование показало, что самолеты направило к земле программное оборудование, лишив пилотов даже шанса спасти пассажиров. После выяснилось, что все пассажиры этой модификации самолетов являются заложниками программного оборудования, а также ряда конструктивных недостатков, заложенных в планере самолета.
Намеренно или нет, но корпорация Boeing скрывала эти факты. Когда они стали достоянием общественности несколько сот пилотов обратились на корпорацию в суд за то, что она подвергла их жизни потенциальной опасности. Этот иск еще не начал рассматриваться. Но он также принесет компании серьезные убытки.